МАШИНОСТРОЕНИЕ
ПАВЕЛ БЕКЛЕМИШЕВ:
«НА БАЗЕ ТОГО БОГАТСТВА, КОТОРОЕ ИМЕЕТ КАЗАХСТАН, МЫ МОЖЕМ СТАТЬ…»
Читать
ГЕОЛОГИЯ
«СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА: ДОСТУПНАЯ ЦЕНА + КАЧЕСТВО + НАДЕЖНОСТЬ»
Асетилла Кенжекулович ЖАНЫСБЕКОВ, директор компании «Нурстройсервис-НП» подтверждает делом, что строителям дана уникальная возможность – делать людей счастливыми.
Читать
# 4 (20) 2017
СОДЕРЖАНИЕ
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
AGRICULTURAL SECTOR
ВИНОДЕЛИЕ
winemaking
ПЧЕЛОВОДСТВО
beekeeping
СПОРТ
SPORT
ВОЕННОЕ ДЕЛО
АТАМЕКЕН
МЕДИЦИНА
СОБЫТИЕ
АНАЛИТИКА
БИЗНЕС
ALTEL
КУЛЬТУРА
ПРОГНОЗ
ОТКРЫТИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ ГРАЖДАН
Сельское хозяйство в Казахстане: перспективные направления
Agriculture in Kazakhstan:
perspective areas
Артуш КАРАПЕТЯН
Всё в этой жизни надо делать в меру
Artush KARAPETYAN
Everything in this life should be done in moderation
Павел КОНОВАЛОВ:
«Для интенсивного развития пчеловодства в Казахстане необходимо применять инновации»
Pavel KONOVALOV:
“Innovations for the development of beekeeping in Kazakhstan!”
Кызылорда готовит лучших спортсменов по каратэ-до
Kyzylorda trains the best karate-do athletes
Кайдаров Рустем Есимханович:
«Совет генералов» ставит акцент в воспитании патриотизма на примерах наших героев и батыров
Тимур Кулибаев встретился с будущими чемпионами
Ученый из ЮКО изобрел инновационную сельхозмашину
Единственный в стране Центр роботизированной хирургии откроют
в ВКО
АО «Самрук-Энерго» в топе «Рейтинга инновационных компаний» Казахстана
XII Инновационный конгресс 2017: развитие технологического бизнеса
Почему в Казахстане не внедряются инновации
Бизнес-идеи для реализации инноваций
В Казахстане построят первый гоночный болид
Памяти Дмитрия Хворостовского
Чего ждать в 2018 году в сфере экономики, политики, науки и медицины?
Ученые сделали 13 открытий: на благо ли?
Об изменениях и дополнениях, внесенных в законы РК, которые вступят в силу с 2018 года
Памяти Дмитрия Хворостовского
22 ноября не стало Дмитрия Хворостовского, всемирно известного певца, гордости русской музыкальной культуры. Хворостовский одним из первых в новейшие времена прорубил русское певческое «окно в Европу», сделав блестящую карьеру на Западе, выступая на лучших мировых оперных сценах.
Столь ранний, преждевременный уход этого красивого, рано поседевшего человека, вызвал всплеск горестных эмоций у всего сообщества, поскольку все любили глубокий и сердечно-проникновенный баритон певца, основанный на богатой вокальной природе, унаследованной им от отца, на которого Дмитрий был очень похож и внешне, и тембром голоса. Можно также сказать, что Хворостовский был культурным полпредом России, всей русской культуры далеко за пределами Отечества – и самим фактом своего яркого бытия, и тем внутренним содержанием, которое он ретранслировал «во все концы, во все пределы».
Причастно и тонко отозвался в некрологе «Добрый молодец. Памяти Дмитрия Хворостовского» оперный продюсер и музыкальный критик Михаил Фихтенгольц: «Мы теперь не верим операм. Мы привыкли к тому, что герой, умирая, поет самую красивую арию. Что смерть – это такой ловкий трюк: он умер, но на самом деле через секунду появился перед занавесом, сорвал аплодисменты зала и подарил нам, как маленьким детям, момент счастливого избавления – можно выдохнуть, это все понарошку, никакой смерти нет, все живы и счастливы. Ровно такая реакция торжествовала полтора месяца назад, когда по мировым СМИ пронеслась новость о мнимой смерти Хворостовского. Все ликовали. Оперные звезды, красивые, талантливые, обаятельные – они не умирают. А Хворостовский – он же наш добрый молодец из сказки, он не может умереть.
Единственное, чем себя можно утешить теперь, когда сознание отказывается воспринимать последние, уже, увы, не фейковые новости – это то, что сказочные герои всегда остаются молодыми и прекрасными. Они не стареют, не теряют голос, не кормят десятилетиями публику и прессу обещаниями уйти со сцены, не заставляют говорить о себе в прошедшем времени. Но 55 лет – это, конечно, рано, непростительно рано. Поэтому мы теперь не верим операм. ...Умер не просто прекрасный певец, но артист, который в корне изменил наши представления об оперной сцене.
Один из первых, если не первый русский – не советский! – певец, ворвавшийся на оперный Олимп в одночасье (конкурс Cardiff Singer of the World 1989 года, где он стал победителем): невероятный красавец с внешностью былинного героя, обладатель красивейшего баритона (этот тембр не перепутать ни с кем), обаятельный парень с обезоруживающей улыбкой – весь мир предсказуемо пал ниц.
Вот таким все и увидели олицетворение новой России: выяснилось, что загадочная русская душа – это совсем не миф, у нее есть реальное воплощение и у нее один из самых красивых голосов на земле».
Доцент Красноярского государственного института искусств (КГИИ) Валентина Чайкина по нашей просьбе вспомнила о годах ученичества знаменитого певца: «Я впервые услышала голос Дмитрия Хворостовского на отчетном концерте студентов нашего института в мае 1984 года. Он тогда закончил второй курс. На отчетных концертах у нас выступают лучшие студенты. Студент Дмитрий Хворостовский на этом концерте пел второй (самый известный) Романс Демона «На воздушном океане» из одноименной оперы Антона Рубинштейна. Меня поразила красота тембра его голоса, ровность звучания во всех регистрах, огромное певческое дыхание. Тогда мне подумалось, что это уже – законченный артист, у которого голос поставлен от природы, и с которым с радостью стал бы заниматься любой учитель по классу сольного пения, и что главное здесь – не навредить, не испортить этот Божий дар. Дмитрий был хорошим студентом, прекрасно успевавшим по всем предметам. Его преподаватель по классу фортепиано профессор Сергей Чайкин говорил, что у Димы – хорошая подготовка (а это среди студентоввокалистов встречается нечасто), он очень музыкален и заниматься с ним – одно удовольствие, на урок он всегда приходил в радостно-приподнятом состоянии, благоухая изысканным парфюмом. Дмитрий никогда не пропускал занятий в классе фортепиано, играл довольно сложные программы, занимаясь настолько увлеченно, что его преподаватель по классу сольного пения Екатерина Иофель сетовала: мол, столь интенсивная нагрузка в классе фортепиано отвлекает Диму от занятий по специальности».
«Вместе с новой Россией,- продолжает М. Фихтенгольц, – Хворостовский рос и испытывал все трудности переходного возраста: эталон высокого стиля в опере, он периодически спускался на грешную землю российской эстрады, он любил местную ярмарку тщеславия и экстравагантные выходы в свет (таким же сибаритом и прожигателем жизни за век до него был и Федор Шаляпин), но это была лишь одна небольшая часть его жизни. Гораздо большая часть – серьезные оперные ангажементы (вердиевские роли – его безусловный козырь, и да, конечно же, его Евгений Онегин), камерные программы (особенно с легендарным пианистом старшего поколения Олегом Бошняковичем – эти концерты навсегда вошли в историю), семья (четверо детей), огромное количество благотворительных проектов, о которых он предпочитал не кричать на каждом углу. Для каждого, абсолютного каждого из российских певцов следующих поколений, сделавших международную карьеру, Хворостовский был ориентиром – да, можно родиться в российской глубинке и сделать мировую карьеру, без связей, без партийного билета, без обязательной службы в Большом или другом высокопоставленном государственном театре – лишь благодаря собственному таланту, уму и голосу.
Всего вышеперечисленного вполне хватило бы Хворостовскому, чтобы даже к 50-летнему юбилею начать почивать на лаврах в статусе легенды. Но он совершенно не собирался останавливаться, и страшный диагноз тоже не остановил его.
Сказочные герои, добрые молодцы всегда идут вперед – мужеству и спокойствию Хворостовского можно только поражаться. И аплодировать».
Вечером, в день кончины певца, телеканал «Культура» изменил программу вещания и показал оперу А. Рубинштейна «Демон» с Дмитрием Хворостовским в главной роли. Как пишет в «Фейсбуке» внимательный слушатель из Санкт-Петербурга Светлана Буда, «...он играл по-настоящему. Его герой был настолько реален, что дрожь пробегала по телу. О болезни Хворостовский узнал в июне 2015 года, через 4 месяца после премьеры.
В интервью Дмитрий признавался: "Продолжительное время не мог избавиться от пессимистического настроения, появилось черное восприятие мира, чувство апатии и усталости. Перестал получать наслаждение от работы, был очень утомленным, безразличным к происходящему вокруг. Сначала думал, что причиной служила физическая усталость. А потом дошло: что-то не так, я не в порядке. Через какое-то время понял: все гораздо серьезнее". Обследование выявило опухоль мозга. Борьба с болезнью была тяжелой. Были периоды улучшения, но болезнь оказалась сильнее.
По собственному признанию артиста, он сам попросил дать ему эту роль, и был инициатором «демонического» проекта. О мистической духовной связи актеров, играющих персонажей темных сил, и о нередко трагических последствиях такого «включения» в образ здесь размышлять не станем. Вспомним лишь, что Федор Шаляпин всякий раз после исполнения роли Мефистофеля в «Фаусте» Гуно исповедовался и причащался.
Приведем и такое важное свидетельство Д. Хворостовского: «Я покрестился в двадцать семь лет, после того как чуть не разбился самолет, в котором я летел из Англии в Ирландию. Все вокруг молились, а я не знал, кого мне просить о спасении. И дал себе слово – если останусь жив, крещусь. Так и сделал. Но верующим после этого не стал. Верю в другое – в любовь, в талант, в труд, в удачу...». В одном из последних интервью музыкант был весьма категоричен: «Я хотел бы сказать, что Господь Бог ведет нас по жизненным виражам, но я в Него не верю. Бог не может знать и думать о каждом из нас. Мы сами себе предоставлены. Я уверен, загробной жизни нет, и не может быть».
Это горькие суждения для русского православного человека... Однако каждый отвечает перед Богом сам, и борьба добра со злом, как мы помним, идет в сердце каждого из нас, а мы говорим сейчас в первую очередь о послании света и любви, которое выдающемуся певцу было поручено передать многим миллионам слушателей во всем мире.
Для многих одним из самых впечатляющих пластов в репертуаре певца были русские народные песни «Вдоль по улице метелица метет», «Ах ты, душечка, красна девица», «Коробейники», «Прощай, радость, жизнь моя», «Ноченька», «Не одна во поле дороженька», «Не велят Маше за реченьку ходить», а также романсы «Однозвучно гремит колокольчик», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные» и многие другие.
Теперь без слез невозможно слушать в его исполнении романсы «Жалобно стонет ветер осенний» и «Гори, гори, моя звезда».
В связи с обращением к романсовой теме в его творчестве приведем еще одно, эксклюзивное свидетельство красноярского музыковеда В. Чайкиной: «В следующий раз я слушала Дмитрия на его сольном концерте уже после того, как он закончил наш институт. Он тогда был солистом Красноярского театра оперы и балета, уже одержавшим победу на конкурсе вокалистов им. Глинки. В том концерте он пел романсы Чайковского. Романс "Примирение" в его исполнении меня потряс до слёз...
В последнее время в исполнении Дмитрия Хворостовского я чаще всего слушаю старинные русские романсы. Поразительная проникновенность интонации певца мне напоминает манеру интонирования его отца, Александра Хворостовского, который никогда не учился пению, но от природы имел прекрасно поставленный голос, как и его сын.
Сам Дмитрий Александрович неоднократно говорил о том, что желание петь у него возникло тогда, когда он слушал пение своего отца, и что любовь в старинным русским романсам для него связана с воспоминаниями о том, как эти романсы пел его отец».
Приведем и такое важное свидетельство Д. Хворостовского: «Я покрестился в двадцать семь лет, после того как чуть не разбился самолет, в котором я летел из Англии в Ирландию. Все вокруг молились, а я не знал, кого мне просить о спасении. И дал себе слово – если останусь жив, крещусь. Так и сделал. Но верующим после этого не стал. Верю в другое – в любовь, в талант, в труд, в удачу...». В одном из последних интервью музыкант был весьма категоричен: «Я хотел бы сказать, что Господь Бог ведет нас по жизненным виражам, но я в Него не верю. Бог не может знать и думать о каждом из нас. Мы сами себе предоставлены. Я уверен, загробной жизни нет, и не может быть».
Это горькие суждения для русского православного человека... Однако каждый отвечает перед Богом сам, и борьба добра со злом, как мы помним, идет в сердце каждого из нас, а мы говорим сейчас в первую очередь о послании света и любви, которое выдающемуся певцу было поручено передать многим миллионам слушателей во всем мире.
Для многих одним из самых впечатляющих пластов в репертуаре певца были русские народные песни «Вдоль по улице метелица метет», «Ах ты, душечка, красна девица», «Коробейники», «Прощай, радость, жизнь моя», «Ноченька», «Не одна во поле дороженька», «Не велят Маше за реченьку ходить», а также романсы «Однозвучно гремит колокольчик», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные» и многие другие.
Теперь без слез невозможно слушать в его исполнении романсы «Жалобно стонет ветер осенний» и «Гори, гори, моя звезда».
В связи с обращением к романсовой теме в его творчестве приведем еще одно, эксклюзивное свидетельство красноярского музыковеда В. Чайкиной: «В следующий раз я слушала Дмитрия на его сольном концерте уже после того, как он закончил наш институт. Он тогда был солистом Красноярского театра оперы и балета, уже одержавшим победу на конкурсе вокалистов им. Глинки. В том концерте он пел романсы Чайковского. Романс "Примирение" в его исполнении меня потряс до слёз...
В последнее время в исполнении Дмитрия Хворостовского я чаще всего слушаю старинные русские романсы. Поразительная проникновенность интонации певца мне напоминает манеру интонирования его отца, Александра Хворостовского, который никогда не учился пению, но от природы имел прекрасно поставленный голос, как и его сын.
Сам Дмитрий Александрович неоднократно говорил о том, что желание петь у него возникло тогда, когда он слушал пение своего отца, и что любовь в старинным русским романсам для него связана с воспоминаниями о том, как эти романсы пел его отец».
В репертуаре Дмитрия Хворостовского были и классические романсы Глинки, Чайковского и Рахманинова. Поразителен и особо трогателен в его исполнении самый первый романс П. Чайковского на стихи А. Фета «Мой гений, мой ангел, мой друг...», посвященный безвременно умершей матери композитора, которому тогда было 14 лет. Потрясает исполненный еще совсем молодым певцом романс С. Рахманинова «Вчера мы встретились» на стихи Якова Полонского.
Хворостовский также останется в нашей памяти выдающимся исполнителем сочинений одного из последних наших музыкальных гениев – Георгия Свиридова. В частности, циклов на стихи поэтов Серебряного века – Блока («Петербург» – гениальную лебединую песнь композитора, который работал над этим циклом в последний год жизни) и Есенина («Отчалившая Русь»), в которых и сам композитор высказался с максимальной результативностью, если позволительно так выразиться, и исполнителям дал мощный, эмоциональный гармоничный посыл. Хворостовский – первый исполнитель вокальной поэмы Свиридова «Петербург», ему и посвящено это сочинение. Особо отметим в этом цикле финальный номер «Богоматерь в городе» («Ты проходишь без улыбки...»).
Огромное впечатление на отечественного слушателя произвело исполнение Дмитрием Хворостовским часовой программы песен Великой Победы, осуществленное несколько раз (иногда с большим академическим хором), – и в Соединенных Штатах, и в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, где певец вышел к публике в строгом черном долгополом сюртуке.
Это настолько концептуальная, выношенная и значимая программа (слегка варьировавшаяся), что следует поименно назвать и сами песни, и их авторов. «Вот солдаты идут» (К. Молчанов на слова М. Львовского), «Темная ночь» (Н. Богословский на слова В. Агапова), «Случайный вальс» (М. Фрадкин на слова Е. Долматовского), «Дороги» (А. Новиков на слова Л. Ошанина), «На безымянной высоте» (В. Баснер на слова М. Матусовского), «Где-то далеко» (М. Таривердиев на слова Р. Рождественского), «Катюша» (М. Блантер на слова М. Исаковского), «На сопках Маньчжурии» (И. Шатров на слова А. Машистова), «Заветный камень» (Б. Мокроусов на слова А. Жарова), «Последний бой» М. Ножкина, «Моя Москва» (И. Дунаевский на слова М. Лисянского и С. Аграняна).
А как он исполнял великую песню «Журавли» (И. Френкель на слова Р. Гамзатова в переводе Н. Гребнева)! Пел о павших, об общей памяти, но словно о себе и о каждом из нас...
В концерте с военным хором и оркестром певец добавлял в программу о Великой Отечественной и другие произведения: теплую лирическую песню А. Петрова на стихи М. Матусовского «Минуты тишины» из фильма «Батальоны просят огня», «Балладу о солдате» (В. Соловьев-Седой на слова Матусовского), «Горячий снег» (А. Пахмутова на стихи М Львова), «Как служил солдат» (М. Блантер на стихи К. Симонова), а также симоновскую же «Жди меня» (музыка К. Молчанова).
Уже сотни раз слышанные-переслышанные, песни эти – военных лет и послевоенные, по праву давно ставшие в ряд «песен Великой Войны», – исполненные Дмитрием Хворостовским, вызывали у зрителей неизменные слёзы и воодушевление и завершались всякий раз длительнейшими овациями. Видимо, в этих концертах слишком многое сходилось провиденциально: личное, внутреннее, сердечное переживание исполнителя и соразмерный зрительский единодушный многомиллионный отклик.
В одном из интервью Хворостовский, дед которого погиб в 1941-м под Москвой, сказал: «"Катюша", "Темная ночь", "Нас оставалось только трое", "Журавли" – с этими песнями России и ее народу ничто, никто и никогда не страшен...».
В эти программы певец включал и «Одинокую гармонь» Мокроусова на стихи Исаковского, и пахмутовскую «Нежность», и «Шум берёз» К. Орбеляна на слова В. Лазарева... А как он спел с Анной Нетребко на Красной площади «Подмосковные вечера»!
Вскоре после кончины певца один из его коллег опубликовал в соцсетях запись дуэта Дмитрия Хворостовского с Лучано Паваротти и комментарием – «сегодня в небесах звучат потрясающие голоса».
Теперь для нас эти слова из трагически-проникновенного вальса «На сопках Маньчжурии» озвучены его голосом:
Здесь, под землей,
Наши герои спят.
Песню над ними ветер поёт
И звёзды с небес глядят.
Станислав Минаков,
Столетие.Ru
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
«АРТиШОК»: НОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Интенсивная и целенаправленная работа всех смежных структур по реализации комплекса противотуберкулезных мероприятий за последние 10 лет позволили добиться значительных позитивных изменений основных эпидемиологических показателей.
КУЛЬТУРА
Читать
XV Международный фестиваль джаза
Джазовые музыканты со всего мира, цветущая сирень в букетах и много хорошей музыки – в такой обстановке в Алматы прошел XV Международный джазовый фестиваль. Впервые это музыкальное событие посетили итальянские гости – известный скрипач Лука Чарла и Джулиано Перин.
КУЛЬТУРА
Читать
КОРОЛЬ ФЛАМЕНКО ХОАКИН КОРТЕС
Южную столицу посетил Хоакин КОРТЕС – талантливый и востребованный танцор фламенко во всем мире. Знатоки и поклонники испано-цыганской культуры ждали этого события с особым нетерпением. «Танцующий бог», «Новый Рудольф Нуриев», «Огненный принц фламенко» – эпитеты, которыми публика наградила испанского танцовщика, а на родине ему присвоили звание «Достояние Испании».
КУЛЬТУРА
Читать
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»