«АРТиШОК»: новый эксперимент

«АРТиШОК»  вновь удивил. Известный театральный коллектив показал зрителям спектакль «…начиная от бабушки и кончая слонами», за  основу которого взята книга Михаила Дымова «Дети пишут Богу». Постановка рассчитана на детей. Однако взрослым – тем, кто знаком с этим своеобразным собранием детских посланий Всевышнему – думаю, тоже будет небезынтересно увидеть, как трактует это произведение коллектив театрального андеграунда.  

 

 

По словам московского критика Павла Руднева, за эти годы из подпольного театра  «АРТиШОК»  превратился в театр альтернативной эстетики.

Получился  микс  с элементами кукольного театра, театра теней, хореографии, балета, музыки Чайковского, акробатики и многого другого. Обращение ребенка к Богу, по-детски непосредственное и потому трогательное и искреннее, буквально с первых минут растопило зрительские сердца. Такая реакция зала в очередной раз подтвердила профессиональный статус знаменитого театрального коллектива.

 К слову, не припомню ни одного провального проекта в его творческих поисках и экспериментах. Так было в самом начале становления театра, так продолжается и сейчас, после обновления актерского состава. А он, надо заметить, изменился кардинально. Кто-то в тот момент распада (расстались без скандала, без дележки имущества и успехов, остались друзьями, просто каждый пошел своим путем), очевидно, предполагал самое худшее. Но нет! Подоспело новое поколение, и новая актерская поросль по-прежнему удивляет и поражает зрителей.

Постановка «…начиная от бабушки и кончая слонами», интересна, прежде всего, слаженным актерским ансамблем. Это уже в традициях «АРТиШОКа», так повелось с первого состава, с первых  спектаклей.

После того, как «закрылся занавес», в «АРТиШОКе», как известно, это условное понятие, удалось перекинуться несколькими фразами с Чингизом Капиным. Выпускник Алматинского хореографического училища имени Селезнева и дипломированный актер театра и кино, учился во ВГИКе (Всесоюзный государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова в 2008 году преобразован во Всероссийский государственный Университет кинематографии с сохранением прежней аббревиатуры - примечание автора), в мастерской Владимира Грамматикова. Чингиз всерьез полагает, что если в кино можно сниматься у разных режиссеров, то в выборе театра сомнений быть не может. В творческой биографии лицедея он – только один, единственный.

Можно было, конечно, подискутировать на эту тему с 28-летним артистом. Но я только что стала свидетелем того, с какой  огромной отдачей и вдохновением Чингиз Капин работал на площадке, которую и сценой не назовешь в привычном понимании этого слова. Работал перед зрительным залом в 20 человек. А они, зрители,  уходили просветленные: нам очень понравился спектакль! Кто-то оставил письменные свидетельства, и теперь они как бы являются частью декора. Завсегдатаи театра меня поймут: в «АРТиШОКе» нет случайных вещей, не обыгранных в постановках. И все это, помимо аплодисментов и цветов, не высшая ли похвала актеру?

Компьютеры и прочая «гаджесть»

    Главной мотивацией для создания спектакля стала социальная проблема, грозящая обернуться в скором будущем настоящей катастрофой. Мы объективно теряем наших детей! Для них виртуальный, компьютерный мир как родная стихия, где они чувствуют себя гораздо комфортнее, чем в реальном пространстве. И кто виноват? Взрослые, школа, сверстники или семья? Однозначного ответа на этот вопрос не нашли даже внутри театра, и мнения разделились.

- Мы не специализируемся на детских спектаклях, возрастной ценз для нас – подростки 12 лет, не старше. Поэтому эта постановка  стала большим  экспериментом – говорит основатель и бессменный худрук театра, режиссер Галина Пьянова – Творческая группа, в которую входит художник Антон Болкунов, поставила перед собой задачу не скатываться до сюсюканья.

Вторая побудительная причина для создания спектакля, как объясняет Галина Пьянова, прозаическая: детям попросту некуда ходить, родители давно одолевали ее просьбами. И потом, «как не использовать такой уникальный актерский ресурс, как Чингиз Капин?!»  Хотя есть и ТЮЗ имени Натальи Сац, а в малом зале лермонтовского театра обязательно показывают детские постановки, тот же «Конек-горбунок», давно ставший классикой. Однако там свой зритель, который ходит «на пышные декорации и красивые костюмы».

     Ни того, ни  другого в «АРТиШОКе» нет. Вместо балетной пачки – целлофановые пакеты, обыкновенные тапочки заменяют пуанты, пластмассовые ведра – котелки, а матерчатая насадка на швабру выглядит как парик. Удивительно, что такая театральная условность никого не смущает и не шокирует. К этому готов и зритель. Главное, чем озаботились авторы постановки: как вернуть ребенка в суть игры?

А сделать это необходимо прямо сейчас, потом будет поздно. И еще: что подразумевается под словом игра?

Тут я позволю себе некоторое отступление. Недавно наш 11-летний внук спросил деда: «А в вашем детстве были компьютеры и сотовые телефоны?». Получив отрицательный ответ, он крайне удивился: «Как! И вам не было скучно?». Действительно, вспоминая с точки зрения нынешних детей те «доисторические времена», поражаешься, что нам ведь никогда не было скучно, и мы не маялись от безделья, не зная, чем себя занять.  Хотя в провинциальном городке, где прошло мое детство, телевизоры в квартирах появились только в начале – середине 70-х годов прошлого столетия. Мы пропадали на улице, во дворе, с утра и до поздней ночи. Лапта, казаки-разбойники, множество всяких игр и детских развлечений, результатом которых были разбитые в кровь носы и коленки.  …Но какое это было счастье! Общение продолжалось допоздна на бревнах, сложенных вдоль старых сараев, в кромешной темноте, когда рассказывались истории-страшилки про черные  ящики и черные-пречерные комнаты.

То, что предлагает «Артишок»,  очень напомнило мне детство. 

– Для нас было главным разъяснить детям, что театр можно сотворить в домашних условиях, подручными средствами. В каждом доме, думаю, есть проектор, лампочка и простыня – вот вам и театр теней! В выборе сказок, я не навязывала актерам свою волю, мой режиссерский запрос был: назовите вашу любимую! – говорит Галина Пьянова. – Остановились на «Ангеле» Андерсена, это малоизвестное произведение, и тем лучше. Сознательно выбрали немецкую сказку о том, как мама, не дождавшись ответной любви от детей, бросила их и превратилась в кукушку…

Страшная история, но, как мне кажется, наши дети не должны плакать только по поводу своей раненой коленки. Нам надо научить их состраданию, сочувствию, сопереживанию. Только тогда есть надежда, что мы их не потеряем.

Салтанат ИСМАГУЛОВА

Фото Дианы Балаян

ДОСЬЕ: Театр «Артишок» основан  в 2001 году. Участник более 45 международных фестивалей в 25 странах мира.

Призы и награды:

2002 год – Гран-при за лучший спектакль  и приз за лучшую роль на международном фестивале пантомимы и современной пластики «Мимолет»  (Россия) – спектакль «Zip Zap и ни слова о метле». 

 2004 год – Приз зрительских симпатий и специальный  приз «Фаворит фестиваля» на международном фестивале импровизаций в Амстердаме (Нидерланды) – спектакль «Прыжок в неизвестность».

2005 год – Приз зрительских симпатий на фестивале NET в Москве (Россия) – спектакль Back in the USSR.

2006 год – Приз за лучшую женскую роль актрисе Веронике Насальской на фестивале АРТ-ОРДО в Бишкеке (Кыргызстан) – спектакль Back in the USSR.

2006 год – Признан лучшим актерским ансамблем на фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге (Россия) – спектакль Back in the USSR.

Самым показательным и знаменитым, создавшим бренд театра, был  спектакль Back in the USSR с Еленой Набоковой, Еленой Тайматовой и Вероникой Насальской.

Сейчас уже трудно выделить кого-то отдельно, все актрисы были необычайно хороши и органичны. Но того актерского состава, за исключением Галины Пьяновой, удачно сочетающей актерство с режиссурой, уже нет. Стоит заметить, что совмещение нескольких функций все также успешно практикуется в  театре.

Врезка

В недавнем интервью, которое дал известному газетному изданию аксакал отечественного театрального искусства Рубен Суренович Андриасян, прозвучала реплика, не берусь привести ее дословно,  в адрес «АРТиШОКа». Мол, этот экспериментальный театр не может вытянуть все цеховые проблемы, и пора бы серьезно задуматься об открытии новых театральных площадок. Я восприняла эти слова как комплимент, как признание заслуг уникальной актерской труппы. Замечательного, прежде всего, тем, что театр не топчется на месте, не эксплуатирует однажды найденную форму и не почивает на старых лаврах, пусть даже принесших оглушительный успех. Поиски, поиски, поиски! Новых способов и новых средств выражения, новой стилистики, обновления своего репертуарного лица.

 

 

Календарь

« Апрель 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30