Вариации на тему барокко.

Удивительное творение композитора Петра Чайковского и хореографа Петипа более века является одним из самых излюбленных спектаклей на мировой сцене.


Подробнее...

Железной дороге Казахстана – 110 лет!

110 прошло с начала строительства первой железной дороги Оренбург – Ташкент, дав мощный импульс развитию казахстанской степи. За эти годы изменились и дороги, и техника. Сегодня АО «Национальная компания «Казахстан...


Подробнее...

Марат Бисенгалиев-генератор музыкальных идей

В мире Марат Бисенгалиев известен как виртуозный     скрипач и изобретатель в сфере музыки. Каждое его появление сопровождается очередным музыкальным ноу-хау – голограмма маэстро во время концерта в ГАТОБ им. Абая, вместо пюпитров...


Подробнее...
123

Марат Бисенгалиев-генератор музыкальных идей

В мире Марат Бисенгалиев известен как виртуозный    

скрипач и изобретатель в сфере музыки. Каждое его

появление сопровождается очередным музыкальным

ноу-хау – голограмма маэстро во время концерта в

ГАТОБ им. Абая, вместо пюпитров тач-скрины, которые

первыми в мире стали использовать музыканты

Западно-Казахстанского оркестра, совместный

концерт с группой A-Studio. Его сотрудничество

с композиторами Карлом Дженкинсом, Алмасом

Серкебаевым, Еркешем Шакеевым и многими другими

авторами стало культурным явлением не только

в музыке, но и в сфере шоу- и рекламного бизнеса. А

выпущенная им книга «До… Ре...» вызвала широкий

общественный резонанс. Иными словами, все, к чему

прикасается маэстро Бисенгалиев, оставляет глубокий

след и покрывается золотом.

 

В своем эксклюзивном интервью журналу «Новая Эра.kz»

Марат Бисенгалиев рассказывает о том, как проводит

отпуск, рассуждает об ЭКСПО и Олимпийских играх,

делится секретами воспитания детей и самое главное –

готовит очередное открытие.

Марат Бисенгалиев –

генератор музыкальных идей

В своем эксклюзивном интервью журналу «Новая Эра.kz»

Марат Бисенгалиев рассказывает о том, как проводит

отпуск, рассуждает об ЭКСПО и Олимпийских играх,

делится секретами воспитания детей и самое главное –

готовит очередное открытие.

Марат Бисенгалиев –

генератор музыкальных идей

– Отпуск для меня – это иностранное слово. Я не

помню, когда специально брал отпуск. Обычно это

деловые поездки, концерты, куда я также беру свою

семью. А в этот раз мне удалось отправиться в от-

пуск вместе с семьей в Испанию. Я даже не взял свою

скрипку и успел загореть.

Ваши взаимоотношения со скрипкой как с не-

ким живым существом стали притчей во языцех.

Как вы решились провести отпуск без инстру-

мента?

– Я признаюсь, что играю не на одной скрипке. Вре-

мя от времени они получают отдых, в зависимости от

программы, концерта и страны. Например, скрипки

Гальяно и Санта Джулиано брать в Мумбаи рискован-

но, потому что местный климат настолько влажный,

что столетние трещины на инструменте дают о себе

знать. Вообще ≪итальянцы≫ очень капризны, здесь

более всего подходят выносливые ≪французы≫ XIX

– XX веков. В Мумбае я играю на скрипке мастера

Грюмо. А в основном предпочитаю скрипку Галья-

но, которая принадлежит банку ≪Центркредит≫ и

дана мне на то время, пока я играю. А играть я буду

до конца (Смеется.).

 

На какой скрипке вы играли в Бразилии?

– На Гальяно. Там прекрасная погода и, конечно,

замечательная публика. Некоторые залы с хорошей

акустикой, что очень важно для хорошего звучания

скрипки. Акустика сама по себе является инструмен-

том. К сожалению, таких залов нет ни в Алматы, ни в

Астане. Даже новых залах, которые построили в сто-

лице. Я попробовал играть в ЦКЗ ≪Казахстан≫, который

возводили с учетом современных акустических техно-

логий, но высокого качества звука не почувствовал.

А как же «Астана Опера»?

– В новой Опере я не играл, хотя мне рассказывали,

что там такая же ситуация. В Мускате – столице Омана,

построили красивейший оперный театр, имеющий

акустику, созданную по последнему слову техники.

Она настолько совершенна, что может творить чудеса

техники. Например, я говорю инженеру из Англии, ко-

торый постоянно живет в Омане, что у меня слишком

много валторн, и он со своей командой меняет угол,

создавая необходимый звуковой баланс. В Карнеги-

холл такого нет. Иметь здесь подобный зал, который

станет центром притяжения для лучших музыкантов и

исполнителей мировой сцены, – это мечта!

За последние несколько лет вы побывали в

Мексике, Бразилии и Колумбии. Что вас привлека-

ет в этой части света?

– Точно так же, как Китай и Индия – это новый мир,

новая экономика, новая волна, где сейчас происходят

важные события. Экономика в этих странах набира-

ет огромные темпы.

Если посмотреть на тенденции Америки и Европы, где все идет по наклонной вниз,

то- там все движется круто вверх. Это страны, где сейчас

надо быть и работать, добиваться каких-то концертов.

Во-первых, свежее восприятие, новые слушатели,

которые по-иному принимают, во-вторых, это и фи-

нансово выгодно.

Известно, что в период подготовки к чемпио-

нату мира по футболу в Бразилии прошла волна

демонстраций против проведения мундиаля.

Основные аргументы выступавших – нищета и

высокий уровень преступности в стране. Откуда

же развитие и деньги?

– Понимаете, в любой стране есть люмпен-проле-

тарское мышление, которое присуще большой толпе.

Я думаю, что ваш журнал рассчитан на людей, которые

решают судьбу государства. Вся проблема стран, где произошли цветные революции,

в том, что был потерян контроль

и дана власть под влияние этой

толпы, которая смела все на своем

пути. Достаточно посмотреть на

Египет, который революция отбро-

сила на многие годы назад, та же

Украина, где надо всем стоит толпа,

не умеющая видеть перспективы и

нацеленная на ближайшие матери-

альные выгоды.

Достаточно посмотреть на

судьбу моего Западно-Казахстан-

ского симфонического оркестра,

где люмпен-пролетарские настро-

ения были поддержаны руковод-

ством, и они решили, что оркестр

слишком дорого обходится обла-

сти. Если мыслить этими категори-

ями, тогда не надо иметь симфони-

ческий оркестр мирового класса,

строить Тадж-Махал или Байтерек.

Зачем тогда поддерживать коман-

ду ≪Астана≫, которая поднимает

имидж Казахстана? Можно просто

существовать. А в чем тогда смысл

существования человека? Суще-

ствовать или творить? Кем мы яв-

ляемся: креативными личностями

или животными? В чем различие?

Это очень глубокий вопрос. Меня

беспокоит люмпен-пролетарское

мышление, способное захлест-

нуть страну и задеть людей, кото-

рые понимают и трезво смотрят

на происходящее.

Если быть объективным, прошедший ЧМ по фут-

болу и предстоящие Олимпийские игры поднимут

Бразилию на небывалый уровень, в том числе бедные

слои населения до уровня среднего. Это уже будет со-

всем другая страна, в которой будут решены многие

проблемы. Им необходимо сейчас преодолеть труд-

ности, потому что именно такие проекты и поднимают

страну. Я считаю, что Олимпийские игры в Казахстане,

в Алматы – это то, что нам необходимо делать. Это

стоит огромных денег, но нам это необходимо для

поднятия имиджа государства и повышения общего

жизненного уровня.

Однако, как бы то ни было, у нас имеется пе-

чальный опыт проведения Азиады, по итогам которой выяснилось, что денег было украдено больше, чем вложено в развитие отечественного спорта.   

– Я бы не стал так комментировать. Я уважаю мне-

ния, озвучиваемые в Фейсбуке и других социальных

сетях, о том, что зачем нам тратить такие огромные

деньги на Азиаду, Олимпиаду и велокоманду ≪Аста-

на≫, если там выигрывает какой-то итальянец ни

слова не упомянувший о том, что выступает

за Казахстан. Но в моем понимании,

это самые лучшие инвестиции. По-

беда ≪Астаны≫ постоянно будет на

языке, что в свою очередь даст

нам возможность заявить о себе,

а это развитие туризма, бизнеса

и т. д. И мало кто, к сожалению,

сегодня это видит. Там, где я сей-

час живу – во Франции, маленькие

детишки с удовольствием покупают

майки с надписью велокоманды ≪Астана≫.

Им нравится команда победителей, они любят цвет

знамени Казахстана и с радостью носят наши майки.

Это лучший пиар! Победа наших велогонщиков дала

потрясающий эффект искры. Я уверен, что и Олимпи-

ада, и ЭКСПО дадут Казахстану огромные плоды.

Вас можно назвать миссионером профессио-

нальной музыки в мировом масштабе. Скажите,

чем конкретно вы занимались в Колумбии?

– Есть интерес в том, чтобы я больше работал в

Колумбии, мне предлагают взять руководство над

местным оркестром. Вопрос в том, сколько это займет

времени. Мне надо правильно распределить время,

понять, кому больше уделить внимания: Алматинско-

му симфоническому оркестру, остро нуждающемуся

во мне, Индийскому симфоническому оркестру, пере-

живающему сейчас огромный рывок и мне жалко его

бросать, или выделить больше времени и внимания

колумбийским проектам, где созданы очень хорошие

условия. Несмотря на известную репутацию, Колум-

бия – очень хорошо развитая страна с прекрасными

людьми. Кстати, все разговоры относительно нарко-

тиков и прочего, на мой взгляд, пропаганда, создан-

ная по непонятным мне причинам, потому что ничего

этого я там не видел.

С какими оркестрами вы там работали?

– Оркестры в Боготе и нескольких маленьких го-

родках с населением больше миллиона (Смеется.). Ко-

лумбия – это маленькая страна с населением более 50

миллионов человек. Что интересно, в каждом городе

есть профессиональный оркестр. Это свидетельствует

об огромном интересе к классической музыке. Но с традициями надо что-то делать, и в этом смысле они

видят таких специалистов, как я. Я был в Новой Зелан-

дии – это настолько красивая страна, что хочется там

остаться. В Колумбии тоже хочется остаться. Большой

вопрос: где больше хочется быть? Но больше всего

хочется быть в Алматы и сделать по максимуму, только

здесь очень непросто работать, очень много систем-

ных проблем. Система такова, что планировать меро-

приятия за год вперед очень сложно. Например, я не

могу зарезервировать тот же оперный театр или дру-

гой престижный зал, потому что за неделю до концерта

его могут забрать. Это сильно выбивает. Но я не люблю

говорить о негативе, потому что он есть везде. С другой

стороны, здесь хорошо работать, все-таки у нас много

традиций струнной игры. И самое главное, здесь все

родное, здесь моя мама, родственники, старые друзья.

Именно по этой причине вы снова приехали в

Алматы?

– Оказался здесь совершенно случайно. Поступи-

ло предложение записать музыку. Сначала я отнесся к

этому с большим скептицизмом, потому что поступает

очень много предложений записать казахскую музы-

ку. Композиторов, в отличие от исполнителей, очень

мало, а композиторов от Бога – считанные единицы.

 Музыка самоучки по имени Сайраш оказалась от

Бога. Я увидел некое зерно и решил, что стоит при-

ехать в Алматы и сделать запись. Его никто не знает,

но я решил взяться за него, мне показалось, что его

музыка будет иметь успех. Через некоторое время,

когда я презентую сначала его альбом, а потом кон-

церт, думаю, о нем заговорят. Точно так же, как это

было, когда я решился на сотрудничество с Еркешем

Шакеевым. Услышав его музыку, написанную не для

попсы, а по канонам классического жанра, я понял,

что из этого можно что-то сделать и это соответствует

моим взглядам.

С Сайрашем я познакомился во время записи

на студии Саши Шевченко. Композитор-самоучка,

который даже не читает ноты. Он говорит, что ему

приходят в голову мелодии извне, а он их проводник.

Конечно, Саша Шевченко помогает ему сделать

какие-то сэмплы (sumple – небольшой оцифрованный

звуковой фрагмент, – прим. авт.). Затем я отдаю их

аранжировщику, который переводит их в ноты для

оркестра. Есть, конечно, команда, которая все это

делает возможным, но самое главное в композиторе

– дар, а этим не каждый обладает. Даже у хорошего

аранжировщика нет композиторского таланта к ме-

лодике, и это их отличает. Конечно, будет очень много

комментариев, ухмылок по поводу Сайраша, можно

ли его назвать композитором, поскольку у него нет

специального образования – он не заканчивал кон-

серватории и не знает нотной грамоты.

Надо отметить, что вы умеете находить и вы-

таскивать на свет необычные явления. Чем вы

объясните этот факт?

– Это интуиция. Может быть, потому что я Рыба. А

может, потому что Тигр по гороскопу, который спосо-

бен на какой-то риск. Я доверяю своему внутреннему

чутью и в то же время я очень осторожен и включаю

здравый смысл. Допустим, пойти на то, чтобы сыграть

с группой А-Studio – это тоже смелый проект, и Бай-

гали, и я рисковали своей репутацией. Но в какой-то

мере эта комбинация сработала.

Интересная история и с Еркешем Шакеевым

случилась. Ведь он оказался на гребне популяр-

ности как композитор-песенник, а вы его открыли

как классического композитора. Как у вас это по-

лучилось?

– Я тут ни при чем, он сам открылся. Еркеш всю

жизнь писал классическую музыку, а я просто помог

ему раскрыться. Сам он не считает себя песенником,

а песни писал, чтобы прокормить свою семью. 

За этим делом он мучился,уходил в депрессию.

 Когда унего появилась возможность писать для Лондонского

симфонического оркестра, для меня (теперь хочет пи-

сать для Андреа Бочелли и других серьезных певцов),

он загорелся. Сейчас Еркеша не узнать, происходит

полная реализация его творческого потенциала. Я

счастлив, что он наконец-то вышел из этого тягост-

ного состояния и делает то, о чем мечтал всю жизнь.

Сайраш как-то сказал мне: ≪Ты – счастливый человек,

52 года занимаешься любимым делом, а я счастливый

только последние три года≫ (Смеется.).

Я вижу, что Еркеш более счастлив сегодня, а не тог-

да, когда он писал хиты. Он открыто говорит о том, что

поп-музыка – это чисто коммерческая профанация,

классическая музыка не для большинства, а для лю-

дей, которые по-настоящему могут общаться с Богом.

Наша с ним встреча сама по себе интересна. Он – из-

вестный композитор, но не имел человека, который

помог бы ему раскрыть эти двери, а у меня не было

такого талантливого человека.

Известно, что отцы больше волнуются за сво-

их дочерей, желают, чтобы их путь был устлан

розами и даже прикладывают к этому максимум

усилий. Как на заботу реагирует ваша взрослая

дочь Арухан?

– Я считаю, что детей надо отпускать в свободное

плавание и своевременно перестать помогать им,

финансово подкармливать. Добиться успеха ребе-

нок может посредством теории голода, когда будет

прижат к стенке и проявит свои качества. До опре-

деленного возраста я помогал Арухан. В какой-то

момент она сказала, что я, как отец, должен давать

ей деньги и пр. Тогда я подумал: ≪Неужели я буду ей

так помогать до 40 – 50 лет?≫. Я посмотрел на многих

людей, в том числе мультимиллионеров Билла Гейтса,

Лоусона, которые открыто сказали, что их дети всего

должны добиваться сами, и отрезал финансирова-

ние. Она долгое время со мной не разговаривала. Но

когда вдруг стала получать роли (сыграла в фильмах

Glasgow Girls на телеканале BBC и Anna Karenina, сей-

час получила еще две роли), видимо, мои бойцовские

гены сработали. Здесь либо тонешь, либо начинаешь

всплывать, среди акул становишься тоже акулой.

Сейчас она выживает благодаря тому, что я отрезал

финансирование.

Арухан без пяти минут невеста. Вы уже готовы

к этому?

– Я не думаю, что она без пяти минут невеста. Уве-

рен, что замужество в ее планы не входит, она нацеле-

на на карьеру и соберется замуж глубоко за тридцать,

как ее мама (Смеется.).

Гульназ КЫДЫРОВА

 

Календарь

« Апрель 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30