Вариации на тему барокко.

Удивительное творение композитора Петра Чайковского и хореографа Петипа более века является одним из самых излюбленных спектаклей на мировой сцене.


Подробнее...

Железной дороге Казахстана – 110 лет!

110 прошло с начала строительства первой железной дороги Оренбург – Ташкент, дав мощный импульс развитию казахстанской степи. За эти годы изменились и дороги, и техника. Сегодня АО «Национальная компания «Казахстан...


Подробнее...

Марат Бисенгалиев-генератор музыкальных идей

В мире Марат Бисенгалиев известен как виртуозный     скрипач и изобретатель в сфере музыки. Каждое его появление сопровождается очередным музыкальным ноу-хау – голограмма маэстро во время концерта в ГАТОБ им. Абая, вместо пюпитров...


Подробнее...
123

ГАЙДАР АБИЕВ: "ДУМАЮ Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!"

В песнях Гайдара Абиева –вся его душа: красивая, мудрая,чуткая, делящаяся с другими
тем, что ему дорого. Слушая его песни, ощущаешь, что они рождаются прямо сейчас,
в тебе, побуждая становиться лучше и чище. Сегодня у нас в гостях известный автор
и исполнитель, бард из города Павлодара Гайдар Абиевич Абиев.

Гайдар Абиевич, как вы начали писать стихи?
– В 70-е годы, как и многие мальчишки, я учился
играть на гитаре и пел. Понятно, что петь правильно
у меня не очень хорошо получалось. Я пробовал петь
песни известных эстрадных исполнителей. Сначала я
искал какие-то стихи в журналах, пытался на них при-
думывать мелодию, чтобы не петь песни из репертуара
звезд эстрады. А потом, в 1982 году, на одной из
скучных лекций в пединституте, где я учился, я приду-
мал какие-то стихи, пришел домой и попробовал под
гитару что-то напеть. Так появилась на свет моя первая
песня. Она была, конечно, наивная. Но я сразу загорел-
ся желанием написать песню о своем городе. Через 21
год, в 2003 году, уже работая на железной дороге, я все-
таки написал песню о нашем городе. Этот момент был
особенно ярким. Многие поэты писали стихи о Павло-
даре, но именно мою песню оценили и полюбили не
только павлодарцы. Я даже был отмечен дипломом за
эту песню. Диплом вручал тогдашний аким Павлодара
Бакир Саматович Демеуов. И сегодня, получая отзывы
в интернете, мне очень приятно…
Вы получаете отзывы, общаясь на сайтах по-
этов, бардов всего постсоветского пространства?
– Это обычные сайты, скажем, Одноклассники,
Проза.кз, Проза.ру, где я активно общаюсь с русско-
язычными поэтами со всего бывшего пространства
Советского Союза. Я даже немножко перефразировал
– я русский бы выучил не только за то, что на нем раз-
говаривал Ленин, а только за то, что на нем разгова-
ривал Пушкин. Для меня русская классика и русский
язык родной и поэзия Пушкина мне близка. Я знаю
творчество Пушкина не слишком глубоко, но я к это-
му иду. И уже то, с чем я знаком, делает меня богаче.
Говоря современным языком, просто кайфую…
Например, недавно нашел в «Фейсбуке» автора
Ольгу Кочанову, она алматинка, спросил: «Вы какие-то
мастер-классы даете? Вы знаете, в 86-м году, Вы были
председателем жюри в Темиртау на конкурсе бардов-
ской песни и у меня есть диплом, подписанный Вами,
Вы мне вручили». Она, конечно, не помнит, но записа-
ла меня в друзья. Ольга написала мне, что скоро будут
проводиться мастер-классы, и мне сообщат. Оказыва-

ется, я нахожусь в списке российских бардов. Еще я
общаюсь с дочкой Визбора. Мы с ней никак не пере-
секались, но я ей написал, что мне нравятся песни
Юрия Визбора, я их пою. Она меня приняла в друзья.
Я не хочу хвастаться этой дружбой, потому что друж-
бы как таковой нет, но я со многими дружу в интерне-
те, и мне это доставляет удовольствие определенное.
Творчество Пушкина настолько увлекло Вас,
что Вы даже сочинили большую балладу о Пушки-
не, над которой работали не один год.
– К этому я шел постепенно, я сам был удивлен.
16 творческих лет я занимался работой над компози-
цией о Пушкине, которую назвал «Разговор с Пушки-
ным». Задавая вопросы, сам пытаюсь на них ответить.
Мысленно представляю, что великий поэт на них от-
вечает. От этого я получаю удовольствие и в то же
время становлюсь более требовательным к себе.
Вообще, когда я сам себе пою, всегда очень волну-
юсь, как бы заново все переживаю. В такие моменты
мне кажется, что моя поэзия чего-то достойна.
Вы работаете на железной дороге. Окончили
педагогический институт, потом железнодорож-
ный институт. Ваш отец очень уважаемый человек
в городе, почетный гражданин Павлодара и Пав-
лодарской области. Считаете ли Вы, что в какой-то
степени Ваша семья наложила свой отпечаток на
Ваше творчество?
– Да, конечно. Во-первых, я считаю, что мама, на-
звав меня Гайдаром в честь советского писателя Ар-
кадия Петровича Гайдара, в меня уже вложила твор-
ческое начало. И я помню, как в детстве мама много
мне читала.
Сказки мамы и бабушки сохранились в моей па-
мяти до сих пор. Спасибо маме, что она мне читала
сказки, рассказывала какие-то интересные истории.
Тогда я многого не понимал и противился очень, напри-
мер тому, что мама буквально насильно
заставила меня ходить в музыкальную
школу. И это тоже сыграло определенную роль в моей
жизни. В тот период я ненавидел музыку
и для себя решил,что никогда не буду
ей заниматься. Но

спустя много лет, когда я повзрослел, мое отношение
к музыке изменилось… Спасибо маме, спасибо роди-
телям, что они отдали меня в музыкальную школу.
Расскажите историю о том, как Вы увидели
в музыкальной школе двух совершенно незна-
комых музыкантов, когда они вместе играли на
разных инструментах, читая ноты с одного листа.
Ведь эти люди увидели друг друга впервые. Вам
захотелось также играть?
– Конечно, захотелось. Но, повторюсь, в школе я
ненавидел музыку. А через какое-то время, наверное,
года через три, когда во дворе мальчишки играли на
гитаре, я тоже захотел играть на инструменте и начал
просить у родителей гитару. Когда мне купили гитару,
я был самым счастливым человеком! Тогда музыкаль-
ная теория мне очень пригодилась и помогла освоить
игру на гитаре.
Безусловно, люди, окончившие музыкальное учи-
лище, консерваторию или институт культуры име-
ют более глубокие знания в области теории музыки.
Среди моих друзей-музыкантов есть такие. Они вла-
деют теорией намного лучше меня, но меня ценят за
мою музыкальность. И они меня подтягивают. Раньше
я думал с восхищением: «Какие они музыканты!». Со
временем мы подружились и начали тесно общаться,
мне невероятно лестно, что люди, с которыми я хотел
общаться, оценили меня именно за мои музыкальные
способности. Ведь что ни говори, а музыка – вечна.
С годами я понял, что все в этой жизни просто и
реально. И мне комфортно оттого, что я этим живу.
Как долго Вы сочиняете песню? Это длительный
процесс или все происходит спонтанно и быстро?
– Честно говоря, это невероятно трудно и каждый
раз по-разному. Бывает, что и ночами не спишь. А бы-
вает, что на одном дыхании. Сейчас у меня есть песня,
основу которой я написал за 40 минут. Две последние
строчки писал три дня и три ночи, а последнее слово
придумывал две недели. Бывают песни, которые бы-
стрее напишешь,а бывают песни,которые, видимо,
ожидают своего часа. Они еще лежат в каких-то за-

готовках. Наверное, это и есть творческий процесс.
Надо жить этим.
Значит ли это, что на заказ Вы работать не лю-
бите?
– И не получается у меня на заказ (смеется). Все
изнутри должно идти. Тогда – раз, и все. Один из моих
друзей, шымкентец Тахир Узденов, дипломант перво-
го Всесоюзного бардовского фестиваля, говорит: «Не
пишется? Так не пиши. Жди». Я сам из своего опыта
это знаю, но лишний раз соглашаюсь, да – надо подо-
ждать. И не хочу себя торопить. Мои хорошие песни
не сразу рождались – раз в два года, раз в год. Но мне
доставляет огромное удовольствие, что мне удалось
написать новую песню.
Сколько у Вас уже законченных песен?
– Трудно сказать… Около 70 своих произведений,
это и стихи, и проза, я зарегистрировал на российских
и казахстанских литературных сайтах. А вот песен, на-
верное, 40, может быть чуть больше. Я уже и счет по-
терял (смеется). Я не хочу их считать. Хочу просто их
петь, хочу об этом говорить.
Вы кому-то доверяете исполнение своих песен,
кроме самого себя?
– Думаю, как и песни любого автора, мои песни
трудно исполнить. Я пытался исполнять чужие песни,
которые мне нравились, в своей манере, но обязатель-
но вкладывая свою душу и эмоции. Ведь любую песню
нужно отрабатывать как маленький спектакль, чтобы
получилось особенно проникновенно. Сегодня я не
представляю, что кто-то исполняет мои песни. Пусть
это будет, пусть, но… Как-то один мой друг, у которого
я тоже учился играть на гитаре, сказал: «Слушай, вчера
был на концерте, там пели твою песню. Но что-то не то.

Нет, нет и нет!». С одной стороны,
хорошо, что поют мои песни, но с
другой, пусть поют лучше, не как я!
Бывает ли у Вас желание
предложить кому-то исполнить
Вашу песню?
– Первое время мне казалось,
что было бы лучше найти исполни-
теля. Но до звезд дотянуться труд-
но. А с другой стороны, я хорошо
исполняю сам, индивидуально. И
некоторые исполнители говорят,
что меня трудно перепеть. Тогда
мне кажется, что лучше я сам буду
петь. Хотя, конечно, я хотел бы,
чтобы кто-то пел мои песни.
А вот случай с песней «Костерки»?
– Это отдельная история. Как-то в Павлодар при-
ехала на гастроли Дарья Винокурова. Она сама из
Павлодарской области, города Аксу. Дарья невероят-
но талантливая, с первого раза поступила в Гнесинку
в Москве, закончила, работает в разных коллективах,
в том числе в коллективе Надежды Бабкиной. Перед
началом концерта мы предварительно встретились.
Дарья говорит: «Гайдар, а не могли бы Вы спеть на
моем концерте? Когда мне надо будет переодеваться,
я не знаю, кто будет петь в перерыве. Думаю, будет
здорово, если это будете Вы». Мы провели репетицию
в Аксу, потом, уже перед концертом в Павлодаре, она
меня хвалила, а я, скромничая, предложил ей: «У меня
есть песня в русском народном стиле, спой ее». Она
послушала и очень красиво, от души исполнила мою
песню «Костерки». В знак благодарности я купил кра-
сивую розу и подарил на сцене. Дарья изучала народ-
ные песни, она пела песни известных российских и
русских певиц, всегда очень чувствовала текст песни.
Уезжая, она сказала: «Эту песню я с собой увезу». Мне
было приятно, что моя песня будет звучать в Москве!
Для меня это уровень и показатель.
В каких конкурсах Вы принимаете участие?
– В 80-90-е годы я даже получал какие-то призы.
Тогда я работал в содружестве с Николаем Емелиным,
мы пели дуэтом, потом было у нас трио.
Николай – самобытный Павлодарский автор, сей-
час живет и работает в Москве. Мы с ним разговари-
вали в 2012 или 2013 году, и он рассказал, что дал 32
сольных концерта по России, это достойно. У него
есть свои фанаты. Под его песню боксер Александр
Поветкин выходит на ринг.

Когда Николай уехал, я подумал, что уже не стоит
петь русские народные песни, но две-три песни я сде-
лаю, как посвящение ему. Написал песню об Аленуш-
ке. Потом решил написать стихи на тему восточных
сказок и тем самым как-то разнообразить свое твор-
чество. Мне самому интересно этим заниматься.
С Тахиром Узденовым вы познакомились в Мо-
скве?
– Да, это удивительно, но с Тахиром мы, два казах-
станца, познакомились в Москве на первом съезде
бардов СССР в 87 году. Мы много разговаривали о бар-
довской песне, обсуждали бардовские движения. Там
мы с Тахиром познакомились с Геннадием Жуковым из
Ростова. В то время Геннадий уже писал сценарии для
Ленкома. Как-то мы втроем зашли в какую-то сосисоч-
ную перекусить и Геннадий говорит: «Ребята, у меня
бабушка была казашка, вот расскажите, акыны, кто они
такие?» И мы, как сейчас помню, ели какие-то сосиски и
рассказывали ему об акынах, о поэтах казахских.
После фестиваля наша связь прервалась,
а когда через интернет, спустя много лет, я
начал искать Геннадия, наткнулся на заметку:
«Вчера умер Геннадий Жуков». Я тут же позво-
нил Тахиру, поделился печальной новостью.
Потом я начал искать все, что касалось твор-
чества Геннадия Жукова, и нашел его песню
«Жалоба акына». Потрясающе наполненные,
душевные стихи, а ведь этот человек никогда
не видел степь и узнал об акынах в том числе
из моих рассказов! Я хотел выучить эту песню
и исполнять ее на концертах, но я не смог так,
как автор, передать всю глубину и красоту…
Меня эта песня потрясла. Вообще Жуков мне
очень помог тогда, на фестивале, побороть
какие-то мои комплексы и неуверенность в
себе. Он послушал мое исполнение, похва-
лил меня и сказал: «Пиши. У тебя есть что-то
свое, совершенно неповторимое».
В Ростове Жукову хотят установить памят-
ник как великому поэту России. Хотя прожил
он чуть больше 50-ти лет, но какой след оста-
вил после себя… Я всегда буду помнить его,
как запросто общался с ним, пел ему свои
песни. Но самое главное – слушал его!
Расскажите о конкурсе в Павлодаре.
– В очередной раз мы встретились с Та-
хиром на конкурсе в Павлодаре. Я был удив-
лен, что его пригласили независимо от меня
в жюри конкурса. Он отказался от гостиницы
и жил у меня дома со своим другом, тоже хо-

Владимир Шорохов (г. Чита), Гайдар Абиев (г. Павлодар), Тахир
Узденов (г. Шымкент), Владимир Гусар (г. Алматы)

 

рошим автором, Мырзамуратом. Фамилию сейчас и не
вспомню. Этого поэта открыл для меня Тахир. Мы сутки
напролет пели друг другу песни, делились своим твор-
чеством. Конечно, эти песни мы не запомнили, но полу-
чили огромное удовольствие от общения. Ведь именно
оно имеет значение и оставляет свой отпечаток.
На конкурс приехали барды не только из Казахста-
на, но и из России. На конкурсах мы открываем для
себя новые имена, встречаем старых друзей, с кото-
рыми не виделись многие годы. Я вот познакомился
с Гусаром. Кстати, я и не знал, что в Кокчетаве есть
ребята, которые поют. Не перевелись еще барды в Ка-
захстане (смеется).
На одну из Ваших песен снят клип. Расскажите
историю создания этого клипа.
– По сюжету песни мне показалось, что в клипе
должен быть клоун. Вы же понимаете, все люди но-
сят маски, под ними мы пытаемся что-то скрыть от

Фестиваль бардов в Павлодаре

 

других. Я хотел сказать о чем-то земном, и клоунада в
моей песне нашла свое место. Плюс мне невероятно
повезло, что я нашел людей, которые меня поняли. Я
с детства мечтал сняться в кино, хотел быть знамени-
тым киношником. Во время съемок клипа я наслаж-
дался процессом, сам был в главной роли, сам сыграл.
Пока даже не знаю, смогу ли я сделать в жизни
что-то лучше. Но я стремлюсь, у меня есть планы на
будущее, однако не хочу себя транжирить и размени-
вать на мелочи. Я хочу делать все красиво, достойно,
хочу делать лучше. Я хочу это делать раз и навсегда.
Думаю, клип получился хороший.
Ваши пожелания людям, которые только начи-
нают свой творческий путь.
– Я хочу, чтобы они… Вот как мне когда-то поже-
лал Евгений Исаакиевич Клячкин – очень известный
бард в СССР, в России. Он был председателем жюри в
86-м в Новокузнецке. Я не прошел по конкурсу, и мой
друг Эдик Басов буквально заставил меня пойти к
нему в номер поговорить. Когда Евгений Исаакиевич
открыл дверь, у меня пропал дар речи, я не знал что
сказать. Неловкость исправил Эдик: «Я-то в конкур-
се не участвовал, а вот мой друг участвовал и хотел
бы услышать, почему он не прошел по конкурсу». На
конкурсе я исполнял наивную песню в 8 куплетов и 8
припевов о войне, о матери, проводившей трех сыно-
вей на фронт, все погибли, а она сидела на завалинке
и ждала. Евгений Исаакиевич сказал: «Гайдар, вот у
тебя в песне, когда третьего сына мать провожает на
фронт, сын говорит – не болейте, мама. Вот это – твое!
А все остальное уже было написано. И если в песне
две или четыре строчки будут ваши, вы будете хоро-
ший автор. Желаю Вам успехов, Гайдар».
А через два месяца у меня появились песни, кото-
рые я сегодня пою и считаю своей классикой. Просто
мне попался на пути человек, который смог мне дели-
катно разъяснить, что такое творчество, как надо пи-
сать, о чем надо писать буквально в двух-трех словах.
На моих стихах он мне это разъяснил. Думаю, я счаст-
ливый человек, что в моей жизни это произошло, и я
состоялся как поэт и автор музыки.
Или еще случай. На конкурсе в Молдавии я пел в
присутствии известного московского автора Юрия
Лореса. Позднее, когда он приезжал в Павлодар, по-
сле концерта я зашел за кулису поздороваться с ним.
Он говорит: «Да, Гайдар, я вас помню». Что он мне
дал? У Юрия Лореса был удивительный дар создавать
поэтические образы. Тогда ведь еще не было видео-
клипов, а я, слушая его песни, как будто видел клип.
Потом один из моих друзей, уже такой возрастной,
сказал, что я тоже показываю свои песни. Думаю, во
мне это от Лореса.
Сегодня я хочу дарить свои песни. Раз уж у меня
получается, почему бы и нет? Хотя трудно совмещать
творчество и работу на железной дороге. К сожале-
нию, песни сегодня не кормят, и у меня нет выбора. Я
работаю на железной дороге, получаю определенную
зарплату, а песней я так не заработаю. С одной сторо-
ны, жаль, что не могу заниматься своим любимым де-
лом серьезно. А с другой – железная дорога помогла
мне снять клип…


Ирина Алекс

Календарь

« Апрель 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30