О нас

Рекламодателям

Контакты

Confession: alone with yourself

Готовя материал для журнала, решила посмотреть свои публикации – вдруг охватило такое странное ощущение, что ты все время отвечаешь на одни и те же вопросы! Это действительно так, если посмотреть, о чем думала и писала, отвечая на подобные вопросы, ничего особенно сильно не изменилось за эти годы. Разница только в фактах – вначале все планировалось, а ближе к сегодняшнему дню все реализовалось! В первые годы говорилось часто с некоторыми преувеличениями, с желанием материализации задуманного, а сегодняшняя нота выступлений более спокойная, с уверенной констатацией достигнутого. Поэтому я решила написать о том, о чем журналисты никогда не спрашивают, или мне просто не повезло услышать эти вопросы.

 

 

 

Самое интересное в моем образе жизни – постоянное переключение противоположных сфер деятельности: творческой и административной. М не часто говорят об этом замученные постоянным напряжением государственные чиновники: тебе хорошо, ты можешь переключиться, села, поиграла, съездила на концерты.

Конечно, если играть только для себя, как сейчас многие практикуют, обучаясь, уже будучи взрослыми, пению или игре на инструментах, это действительно так. Но если это твоя профессиональная деятельность, то тут совсем другие измерения – страшное напряжение, постоянный стресс, невероятные усилия для концентрации, необходимость в аккумулировании повышенной энергетики и т. д.

Что удивительно – если концерт прошел успешно, то на следующее утро после него ты себя чувствуешь таким счастливым, обновленным, легким! А через некоторое время опять все повторяется: нужно учить и готовить новую программу, это всегда мучительный процесс поисков, сомнений, творческих мук. Как часто в такие периоды, особенно перед концертом, нужно участвовать в каком-нибудь совещании, собрании, ходить по кабинетам, писать письма, что-то пробивать, вместо того чтобы в тишине и покое сидеть, обратившись к небу или к внутреннему миру, созерцать природу, ощущать возвышенное.

Тем не менее, эта потребность каким-то образом в моей жизни все-таки удовлетворяется. Вспоминаю, как однажды летела после концертов и мастер-классов с пианистами Сеульского национального университета. Многие играли абсолютно совершенно, и заниматься с ними было сплошное удовольствие. «Напитанная» любимой музыкой в течение недели, сидела в самолете, вкушала прекрасную корейскую еду и слушала в наушниках вторую медленную часть из Первого фортепианного концерта Брамса. В иллюминаторе – 10 000 метров над землей, море облаков, бескрайние небесные просторы, и неторопливый ход музыки, совпадающий с мерным гулом моторов и величавым парением самолета! Глубинный смысл музыки проявляется в высоких сферах (в прямом и переносном смысле). Ты как бы приближаешься к божественному источнику, и слезы просветления возвышают твою душу.

Вообще, в моей жизни множество впечатлений, связанных с дорогой. Как это обычно бывает, надо было срочно лететь в Астану. Я всегда опаздываю и приезжаю в аэропорт в самый последний момент – позже уже невозможно. Рейс дневной, на улицах «пробки» в самом разгаре. «Цейтнот» катастрофический! Сажусь в машину со всем набором привычных стрессовых ощущений. И вдруг, среди всеобщей суеты, которая, кажется, захватила все мироздание, в салоне машины начинает тихо звучать музыка – знаменитое «Болеро» Равеля. Я загадываю – если нам повезет, а «Болеро» Равеля звучит 20 минут, я не опоздаю на самолет, и последние звуки его закончатся на въезде в аэропорт. Знатоки помнят, что эта пьеса разворачивается постепенно от пиано к форте, от прозрачной фактуры к более насыщенной, от аскетичных интонаций к буйству красок и гармоний. Музыка поначалу более медитативная, как бы накапливающая энергию для будущего взрыва. Я и не заметила, как перестала обращать внимание на движение транспорта, взгляд устремился на вершины деревьев, а дальше еще выше – к небу, к солнцу. Я вместе с музыкой летела сквозь материальное пространство, поднимаясь над реальностью, ощущая существование множества пересекающихся миров. Мне повезло – шлагбаум перед площадью аэропорта открылся на последнем торжественном аккорде этой великой музыки!

Иногда я слышу мнение наших коллег-мужчин, которые считают, что мне, как женщине, руководить легче, так же как решать производственные вопросы на уровне государства. Это – поверхностный взгляд, как и мнение, что женщинам не дают дороги, им труднее строить карьеру из-за известного мужского «шовинизма». Мое глубокое убеждение, что важнее не пол руководителя, а уровень его мышления, профессионализм, менеджерские навыки, качества личности. Конечно, здесь затрагивается проблема гендерного равенства. Это проблема ментальная, и поэтому еще долго в общественном сознании будет оставаться мнение – работать под руководством женщины нежелательно, а для мужчины с точки зрения казахских традиций – вообще недопустимо. Я не вижу недостатков в женском руководстве, если женщины, так же как и мужчины, обладают всеми необходимыми качествами руководителя. К сожалению, во все времена очень трудно было соответствовать идеальному образу руководителя как мужчинам, так и женщинам.

Со временем все больше осознаешь, что работаешь на будущее. А в нашей консерватории последние несколько лет очень интересно растить будущее страны. В сущности, будущее любой страны во все времена обладает огромным потенциалом, разнообразными талантами, активными желаниями, и задача любого общества – создавать все условия для его развития.

Современная жизнь консерватории – это максимальные на сегодняшний день условия для совершенствования природной одаренности наших студентов, предоставления необходимых профессиональных навыков для творческой молодежи. Мы стремимся соответствовать всем современным требованиям учебного процесса, организовывать масштабное международное сотрудничество, создавать идеальную модель музыканта XXI века. Закономерно, что благодаря мощной поддержке государства, при внимательном отношении к нам спонсоров и зарубежных партнеров по проектам нам удается многое из того, о чем даже не могли мечтать несколько лет назад. Могу сказать откровенно – все, что происходит с нашей молодежью – прежде всего, их профессиональные и творческие результаты, – я ожидала получить лет через 15 – 20… Я сильно удивлена и, конечно, очень довольна успехами наших студентов, особенно на международной арене.

К 2014 году, начиная с 2005 года, студенты консерватории – не только солисты, но и студенческий хор, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр – ежегодно выезжали на конкурсы, фестивали, концерты, выступали в большинстве знаменитых залов планеты. Про них писали в крупнейших мировых СМИ: The Independent, New York Times, International Herald Tribune,Washington Post, Berliner Morgen Post и др. Все зарубежные концерты были сняты и транслируются английскими, немецкими, итальянскими телеканалами.

Нами в свою очередь было инициировано множество международных проектов, большинство из которых стали традиционными и теперь проводятся на регулярной основе. Один из них – международный конкурс пианистов, который консерватория провела в прошлом году уже в шестой раз. Правда, во всем мире с развитием коммуникаций и более демократическим, а значит, зачастую, менее требовательным отношением к качеству, проводится так много конкурсов, что они перестают быть неординарным событием. Но все-таки конкурсы конкурсам рознь. Уровень интеллекта, культуры, профессиональных достижений участников нашего конкурса формируется несколькими десятилетиями упорного труда и требует неординарных качеств личности и таланта. К сожалению, в наше время мы чаще встречаемся с иными примерами, когда участники подобных конкурсов практически ничего не умеют либо только начали учиться, но по законам шоу-бизнеса объявляются «звездами» и «суперзвездами». Вообще, как будто забываем, что трудно – это нормально. Почему-то всем хочется только праздников, развлечений, в мыслях – «поразительная легкость бытия»!

Все-таки наше пианистическое соревнование – уникальный конкурс, потому что его участники – настоящие герои. Они следуют своей дорогой в условиях, когда большинство идет совершенно в другую сторону. По большому счету, талантливые классические музыканты входят в духовную элиту человечества; они не ждут мгновенного признания, бывают часто не поняты, не защищены материально, во многих странах практически не востребованы. Мы многократно увеличиваем усилия по организации конкурсов, чтобы поддержать молодежь, наших будущих коллег, не только морально, но и материально. Ведь любая победа, заслуженный триумф нашей профессиональной жизни дает нам временное ощущение счастья и понимание неизбежности бесконечного стремления к совершенству.

В целом, наша задача – привлечение внимания мировой музыкальной общественности к образовательным процессам в Казахстане, создание стимулов для воспитания молодого поколения казахстанских пианистов, в конечном итоге – повышение уровня нашей конкурентоспособности в мире все более совершенных технологий, связанных с качеством человеческого потенциала.

Постоянно и напряженно ищешь ответ не только на творческие вопросы, но и на социальные, философские, культурологические. Ты должен понимать, что происходит в мире, в стране, какие перспективы тебя ожидают, что ты должен и можешь планировать! Свои мысли переношу на бумагу, у меня есть много записей, которые делаю в самолетах, в залах ожидания. Мне писать нетрудно. Также пишу о впечатлениях, как я понимаю мир музыки, через который ощущаю весь остальной мир. Для чего нужна книга? Конечно же, для общения. Через общение мы ищем единомышленников. Все мы считаем свою точку зрения верной, и если найдется человек, думающий также, – это такое счастье. Все зрители, которые приходят на концерты, – это мои единомышленники. Они пришли, оторвали себя от чего-то обыденного. Ведь известно, что многие проводят свой досуг в ресторанах, развлекательных центрах или просто лежат на диване перед телевизором...

#2(2)2014

СОДЕРЖАНИЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО

МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА

СТРОИТЕЛЬСТВО

АГРОСЕКТОР

15 фактов ОБ ЭКСПО

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

БИЗНЕС

«Корпорация «БЕРЕКЕ А» – вместе строим будущее!

Миссия и функции противочумных учреждений в национальной системе защиты прав потребителей

 

Mission and functions of the plague control institutions in the national system of the consumers’ rights protection

 

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:

«Дизайн – это система мышления»

 

Мини-выставка ЭКСПО-2014

15 фактов ОБ ЭКСПО

Исповедь: наедине с собой

 

Confession: alone with yourself

 

Джамиля СЕРКЕБАЕВА:

«Где бы я ни жила, меня все время тянуло домой!»

 

Плюсы и минусы казахстанского кино

«АРТиШОК»: новый эксперимент

Сайлаухан АУЕЛБАЕВА:

«В жизни уникален каждый момент»

 

Франчайзинг* – мир новых возможностей

Как правильно защитить свой бизнес

 

 

А в это время мир стремительно меняется, и это нормально... Раньше искусство, культура были частью идеологии и выполняли государственный заказ. В театрах ставился ограниченный круг произведений и авторов. В основном преобладала классика. Модерн, джаз были под нелегальным запретом. Более или менее развивался фольклорный пласт. И вполне естественно, что народ вначале ринулся воспринимать поп-музыку, рок-музыку, современные модерн постановки в театрах, но очень быстро наступил момент перенасыщения. К тому же в эпоху рынка искусство вынуждено становиться продуктом, который требует большого вложения средств. Поэтому сегодня актуальна смена репертуара, режиссуры, нужны современные произведения, новые стилистические особенности, новые идеи и формы воплощения. Вместе с тем, ситуация с восприятием классической музыкой и в целом вечных ценностей в нашем обществе однозначно улучшается с каждым годом. Надо признаться, мы, профессионалы, так «загублены» классикой, что нам трудно слушать популярную музыку специально – она нам кажется слишком простой и доступной. Но когда мы отдыхаем или занимаемся спортом – почему нет, с удовольствием.

Вот об этом и еще много о чем интересном для меня и читателей, то есть не только о фактах, но и о процессе, в котором происходит самое важное и решающее, редко спрашивают в интервью, на встречах. Однако все очень быстро меняется, так же как расширяется поле нашего сознания, палитра наших интересов, вкусов, предпочтений. Мне приятно и очень важно публиковаться не только в специализированных журналах, но и для аудитории, далекой от вопросов культурного бытования, музыкального образования и искусства. Глобальная задача деятелей культуры – быть интересными, увлекать своими поисками, искать единомышленников, которые могут быть найдены в самых неожиданных местах и сферах нашего общества.

 

 

Жания АУБАКИРОВА

 

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.