О нас

Рекламодателям

Контакты

# 3 (23) 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 БИЗНЕС

АСТАНА

МЕДИЦИНА

ПОРТРЕТ КОМПАНИИ

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ОБРАЗОВАНИЕ

КУЛЬТУРА

Посуда KUKMARA – секрет кулинара!

 

Создание и перспективы развития ботанического сада города Астаны

 

 

Казахстанские перспективы

 

"Made in Kazakhstan"

 

Перспективы развития Талгарского района

 

 

Сохрани свое сердце

 

 

Трудолюбие, честность, точность – наши основные принципы

 

Мы создаем надёжность

 

«ЖАНА БЕТОН» – долговечность, прочность, безопасность

 

 

Наша цель – высокое качество продукции

 

Не количеством берем, а качеством

 

 

Цифровизация экономики  –  как генеральное направление НТП и качественное изменение системы образования высшей школы

 

Филия – это не только дружба,

но и любовь

 

 

Советские изобретательницы,

которых не оценили по достоинству

 

 

А.А. Стеблякова,

член-корреспондент,

директор Департамента Развития

ОО «Международная Академия

Информатизации» (МАИН),

г. Алматы, РК

 

Цифровизация экономики  –  как генеральное направление НТП и качественное изменение системы образования высшей школы

 

 

Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.  Причём люди находятся в постоянном движении, а общество в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

А образование – одно из самых существенных предпосылок общественного развития, выполняющее жизненно важные функции воспроизводства квалифицированных кадров и воспитания нового поколения.

Поэтому, чтобы гражданское общество было цивилизованным, особенно в системе Высшей школы, перед Казахстаном стоят исключительно важные цели и задачи для дальнейшего реформирования экономики, интеграции образования и науки, соответствующие принятой Программе: «Рухани Жангыру» («Духовное просвещение»).

С обретением независимости, Казахстан, в реалии, переходит на новый этап построения правового государства, где ЧЕЛОВЕК и его права, обязанности и свобода вышли на первый план, где принципы гуманизма и демократии являются приоритетными в деятельности вузов и всего общества.

Поэтому реализацию Программы следует осмысливать в контексте развития общественного сознания, единства науки, образования, воспитания, учесть при этом и богатый опыт развития культуры и образования из прошлого, при экс-Союзе.

Следовательно, подготовка специалистов должна быть на высоком уровне, в условиях цифровизации экономики, затрагивающая потребности в кадрах и выражающая интересы стран в образовании и воспитании нашей молодежи.

Сам труд преподавателя вуза можно определить как феномен, требующий особых качеств: всесторонней образованности, профессионализма и высокой культуры.

В любой экономической системе промышленность является главным локомотивом и движущей силой развития общества.

Сегодня, согласно исследованию консалтинговой международной компании «Accentune», 22% мирового объема в новых технологиях, применяемых в производстве, связаны с «Цифрой».

Государственная программа «Цифровой Казахстан», которая принята на основе Послания Президента страны Н.А. Назарбаева от 31 января 2017 года, определяет три базовых принципа:

цифровизация ведущих отраслей, прежде всего, традиционных в промышленности и в регионах страны;

- внедрение передовых технологий, которые в перспективе обеспечат синергетический эффект и повысят конкурентоспособность;

- использовать digital – подходы и прорывы в синтезе науки, технологии, технике и применение профессионального труда.

Способность выпускать конкурентоспособную для внутреннего потребления и экспортно-ориентированную промышленную продукцию, основанные на инновациях и прогрессивных технологиях.

С развитием теории и практики рыночной экономики в странах ЕАЭС и в мире углубляется процесс евразийской интеграции в различных сферах хозяйствования, причем особое внимание уделяется не только актуальным проблемам торгово-экономического взаимодействия, но и проблемам систем образования и культуры.

Наиболее важное направление демократизации общества и воспитания молодого поколения, а также осмысление ряда Программ осуществляется через накопленные знания, путем реформирования системы образования, экономики и управления.

Следует учесть, что современная система образования в Казахстане затрагивает все её уровни, главное – это синтез образования и науки, соответствующий международному уровню, формированию нового общественного сознания, которое оказывает влияние на внешнеэкономические и культурные связи и преодоление ряда негативных последствий.

Поэтому меняется адаптативная структура1 методологии и методики преподавания дисциплин, при этом пристальное внимание обращается на формы развития общественного сознания – как фактора модернизации человеческой жизни.

Если мы говорим об устойчивом развитии экономики, то адекватно мы должны отталкиваться и базироваться на экономической теории. Действительно, считают политэкономы, нет ничего лучше развитой социально-экономической теории на основе Рыночной экономической модели.

Поэтому формирование теоретических экономических систем в настоящее время представляется весьма сложной проблемой, поскольку этап переходной экономики, характеризующийся коренными изменениями всей экономической системы в реальной практике, требует сочетания традиций отечественной научной школы и объективно существующей экономической деятельности в стране.

Вот почему участие в научных исследованиях позволит ведущим преподавателям университетов обогатить свой интеллектуальный труд, осуществить в реальном режиме весь творческий потенциал, систематизировать методологически и методически читаемые курсы и давать знания для формирования «начала науки» (в том числе политэкономии) студентам, как отмечал ещё Джон Стюарт Милль (1867 г.) «должны преподаваться exprofesso» (со знанием дела, обстоятельно, профессионально – лат).

Как говорил известный обозреватель Владимир Познер, настали другие времена. Сегодня одним из важных механизмов социально-экономической стратификации является социальная мобильность и социальная ответственность. Впервые теория «социальной мобильности» была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом, который большую часть своей творческой жизни провел в США, П.А.Сорокиным.

Одна из актуальных задач ректората учебных заведений – сохранение и укрепление научного потенциала профессорско-преподавательского состава.

Важнейшей структурной единицей в институте во все времена была кафедра. Важно сегодня напомнить дефиницию слова «кафедра».

Кафедра – греческое изречение kafhedra – стул, скамья; 1 – возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады и т.д. 2 – объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой дисциплин в высшем учебном заведении. Содержание данного термина обуславливает возросшие требования, прежде всего, к руководителям кафедр. [7, стр.204]

Поэтому сегодня уровень подготовки выпускников университетов обуславливает необходимость изменений в образовательных учебных программах, внедрения современных технологий, обучения в виде тренингов, направленных на повышение качества получаемых студентами знаний, приобретения ими навыков и развития их способностей, адекватных новым реалиям третьего тысячелетия и не на словах, а на деле реализовывать интеграцию образования и науки. Приведем аргументированный глоссарий «квалификация», содержание которого дает Баликоев В.З. [2, стр.224]

«Данное понятие представляет собой степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенной работы».

Поэтому каждая ступенька образования дает конкретный прирост квалификации, конкретизирует возможности человека выполнять сложную, напряженную, ответственную работу.

Вместе с тем, на основе исследования авторов, (4) фактор образования стоит на третьем месте в мире по значению в росте производительности труда.

В XXI веке информации и технологии уделяется большое внимание проведению экономического и социального анализа на основе экономико-математических методов. В процессе подготовки кадров нужно подтянуть деятельность НИИ и Информационные Центры Управления в стенах самого вуза в эффективном способе выбора наиболее оптимального варианта решения задачи стратегических проблем за счет полного использования имеющихся ресурсов.

 

 

Г. М. Алибаева,

магистр МВА,

академик МАИН,

г. Алматы, РК

 

 

 

 

Известно, что Казахстан по масштабам территории входит в первую десятку в мире, а сегодня еще усиливается процесс урбанизации населения и страна переходит на технологию «цифры». Цифровизация экономики меняет все и вся. В этих условиях актуализируются проблемы менеджмента образования в эпоху глобализации и в современном развитии Казахстана.

Если раньше численность населения в сельских местностях (селах и аулах) составляла больше половины, то данная пропорция в соотношении была исторически оптимальной для РК. И экономика в прошлом, как и наука, была на уровне. Сегодня новые прогрессивные технологии необходимо применять ускоренно, совместно с планом развития близких пограничных соседских отношений: с Россией, Украиной, Узбекистаном, Киргизией, Китаем. Нельзя забывать и о том, что Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и готовится жить по правилам мирового сообщества.

Мобильность людей проявляется во многом, на авансцену педагогической мысли и поведения молодежи выступает прогрессивизм.

Что касается недостаточных творческих способностей, то, конечно, иногда это качество является врожденным, но с таким же успехом мы можем сказать, где обучается студент. Каков имидж школы, вуза.

В целях духовного развития общества, прежде всего детей и молодежи, в стране активно проводят фестивали, различные соревнования, диспуты, просмотры кинофильмов, организуют молодежные лектории и т.д.

Так, во все времена, кино и развитие кинематографии просвещает людей, тем более, когда применяется оптико-волоконная технология настоящего и будущего.

Сегодня впервые компания «Жарык» историческую эпопею «Кочевники» показала через неделю после мировой премьеры.

В самых отдаленных селах и аулах появились электронные кинотеатры, в которых показывают полноценные фильмы через цифровую спутниковую связь киновещания, да еще со звуком «DOLBY». Это было реализовано компанией «Жарык» с АО «Национальный Инновационный фонд» Казахстана. Открываются также большие возможности в сотрудничестве этой компании с вузами Казахстана, России и других стран.

Поэтому, как и во все времена, кино и кинометография просвещает людей, влияет на культуру, тем более, когда применяется прогрессивная технология настоящего и будущего.

 В современных условиях важно, особенно в научно-исследовательской работе, акцентировать внимание на правильную терминологию, глоссарий.

Понятийный аппарат исключает разночтение и раскрывает сущность квинтэссенцию того или иного социально-экономического явления.

Так, термин «Сознание есть ничто иное, как способность давать отчет в окружающей действительности и сообразовывать в ней свое поведение».

В поведенческой экономике уделяется также внимание и психологическому аспекту, ведь объем сознания – количество подотчетных объектов, и со стороны количества объектов, состава их, соответствия поведению, способность к ответственности проявляется по-разному в зависимости от состояния самого человека.

Путь, бесспорно, тернист, наша страна, как и Россия и другие страны многонациональная, идет процесс урбанизации городского и сельского населения, существуют отдельные противоречия в социально-экономическом, религиозном плане, но само развитие должно быть в контексте тенденций глобального развития человечества и обеспечения личной безопасности людей.

В современных условиях, в деятельности партии «Нур Отан» следует не уходить от проблемы «Нация и личность», которая унитарно связана с демократическими принципами развитие человеческого общества, причем свободное развития каждого – есть свободное развитие всех. Рост национального самосознания может носить и позитивные и негативные моменты (характеры). Это зависит от того, в какую сторону и в какое русло оно пойдет.

Исторически, в советское время, в 8 областях союзной республики Казахстана функционировали «национальные комитеты», которые диалектически правильно решали проблемы соотношения «национального и интернационального».

В прошлом, в советское время, казахстанская наука была на высоком уровне, наша Академия наук Казахстана, среди 15 республик СССР занимала второе место после России. А наш первый академик, Каныш Имантаевич Сатпаев, при посещении Выставки в Лондоне, увидел один экспонат – минерал, который значился добытым в Нигерии. Сатпаев попросил дать возможность поближе посмотреть минерал. И на месте доказал, что данный экспонат из Казахстана и, конкретнее, из месторождения Джезказганского комплекса. Он лично сам со своей супругой Таисией Семёновной участвовал в геологической разведке и в промышленном освоении медно-рудных месторождений Большого Джезказгана, сыгравших огромную роль в повышении обороноспособности Родины в годы Великой Отечественной войны. Каныш Имантаевич участвовал и в создании Академии наук, и стоял у истоков в развитии редкоментальной отрасли – ключа к высоким технологиям. Действительно, потом выпускники КазПТИ имени В.И.Ленина работали в УЦСК на предприятии, создали редкоментальный цех по выпуску теллура, кадмия, селена – это Асхат Куленов и Булат Алибаев, причем, последний проходил как технолог, это мой старший брат, к сожалению, его сейчас нет. Наши казахстанцы, в том числе бывший Министр цветной металлургии РК Саук Темирбаевич Такежанов, далее отдельные сотрудники ВНИИЦМ СССР, Союзный министр высшего образования, все они получили государственную премию ССР при Президенте М.С. Горбачеве, за «комплексное использование минерального сырья».

А позже, на другом уникальном предприятии, РГП «Жезказганредмет», выпускают металлы наукоемких технологий рений и осмий, которые на международном рынке ценятся дороже золота.

Казахстан входит в мировой клуб монопольных производителей галлия. Все активнее на поле редкоземельных металлов начинает «играть» Институт Высоких технологий НАК «КазАтомПром».

 

 

 

РЕЗЮМЕ

 

Следовательно, комплексное использование сырья – это высокие технологии, продвинутая экономика, национальная и экономическая безопасность, чистая экология и энергосберегающая энергетика.

В связи с этим, нам необходимо учиться на позитивном опыте передовых стран, следовать современной теории экономического роста и использовать минеральное сырье с селективной утилизацией всех ценных компонентов в товарные продукты – таков мейнстрим времени и условие создания гудвилла, т.е. положительного имиджа.

Это возможно, если профессорско-преподавательские коллективы вузов приложат все усилия для воспитания нового поколения специалистов обладающих знаниями на уровне мировых стандартов. Политехнический университет, ныне Университет имени Каныша Сатпаева, готовит достойных инженеров. Таким является талантливый горный инженер, основатель Казахского политехнического института, блестящий ученый, великолепный педагог и замечательный человек, академик Омирхан Аймагамбетович Байконуров, он был учеником и соратником Каныша Имантаевича Сатпаева.

Байконуров – автор более трехсот научных трудов, 16 монографий и 50 авторских свидетельств на изобретения. Им создана целая научная школа – школа Байконурова.

Сегодня научные силы стран ЕАЭС необходимо направить на решение методологических вопросов оценки эффективности инноваций. Как и любая наука, экономика связана с объяснением, анализом и прогнозированием экономических явлений.

Экономический анализ представляет собой анализ реальной экономической действительности, когда на основе экономических показателей проводят сопоставимость и оценку экономических и социальных явлений.

В советское время, в 1988 г. Государственный комитет СССР по науке и технике и Академия наук страны приняли Методические рекомендации по комплексной оценке инвестиционных и инновационных проектов.

К сожалению, несмотря на серьезную критику методики, другой пока не разработано. Причем так же, методы оценки эффективности инвестиций, в свою очередь, исходят из единой нормы на капитал. Далее, с учетом изложенного, для оценки эффективности инноваций должна использоваться система показателей, а не один из них, как бы ни был он богат по экономическому содержанию.

Так, при оценке эффективности инноваций необходимо учитывать не только общую массу дохода (полезного результата), который возможно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и его прирост в сравнении с аналогом.

Выполнение этого требования означает, что при технико-экономическом обосновании выбора наилучшего варианта инноваций следует исходить как из теории сравнительной оценки.

Когда мы говорили о единстве образования и воспитания, необходимо преподавателям осмыслить верные слова, сказанные в прошлом американцем Дункан Филлипсом: «Человека необходимо развивать и воспитывать посредством слова, мысли и живописи».

Поэтому росту общественной самодеятельности, совершенствованию политической, гражданской, духовной культуры призвано способствовать возобновление и деятельность студенческих отрядов в летнее время.

Одна из авторов статьи была комиссаром МСО в Польше со студентами МГУ.

А в плане интернационального и патриотического воспитания посетили места захоронения наших советских воинов, возложили цветы павшим в ВОВ. Следует отметить, что в то время эти места и памятники в парках и на погосте были ухожены.

Очень было тяжело, но посетили Освенцим. Студенты рассказывали, какой ценой досталась Великая Победа. Выпустили газету в отряде. По результатам пребывания в Польше. Среди отрядов: Германии, ПНР, ЛГУ (СССР), МГУ (СССР) – мы заняли первое место и благодарность мне и командиру отряда от руководства Московского Университета имени Михаила Ломоносова.

Позже, уже в 1980 году, я прошла ИПК при МГУ, по кафедре: «Политическая экономия» и со своей коллегой, подругой Сталиной, в День Победы – 9 мая, была в гостях у человека, который написал на Рейхстаге в Берлине: «Я из Якутии», здесь же, в гостях, были два генерала и Колесников, генерал, который участвовал на Нюрнбергском процессе, и через несколько дней он подарил книгу: «Победный 45-ый».

В воспитании творческого, самостоятельного мышления важны как содержание, так и методы преподавания, формы общения со студентами.

И в заключительной части статьи следует отметить, что камнем преткновения в современных условиях хозяйствования является последствие развала СССР, за этот длительный период независимости не заработал акционерный капитал, единого рынка ценных бумаг РК, как часть всего хозяйственного механизма, поэтому имеются серьезные претензии к планированию инвестиций для стратегии корпоративных облигаций компаний и в банковской системе.

Следовательно, развивая свои собственные наукоёмкие и перспективные технологии, страна может вырваться на мировой рынок, тогда денежные потоки не будут заморожены в морально устаревших технологиях, она начнет со временем получать отдачу на величину монопольной ренты и в отрыве от своих конкурентов.

 

 

 

АЛИБАЕВА Газиза Мурзагалиевна,

магистр МВА, академик МАИН,

г. Алматы, РК

 

СТЕБЛЯКОВА Асия Алиевна,

член-корреспондент, директор Департамента Развития ОО «Международная Академия Информатизации» (МАИН),

г. Алматы, РК

 

КОСТИНА Ирина Александровна

директор и главный редактор

информационно-инновационного журнала

«НОВАЯ ЭРА.KZ»

г. Алматы, РК

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Алибаева Г.М. – статья «Внешнеэкономическое сотрудничество союзной республики – как фактор ускорения социально-экономического развития страны» Сборник «Политика СССР в Азиатско-тихоокеанском регионе: страны – соседи, проблемы и перспективы сотрудничества». Материалы научно-практической конференции МИДа и Дип. Академии СССР и Мида Казахстана г. Алматы 1989// Г.М. Алибаева С.160-164.

 

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Издательство «ЮКЭА» – г. Новосибирск, 1998, – стр. 224.

 

3. Брагин А. Первый академик. Алма-Ата. «Казахстан». 1989. стр. 51.

 

4. Академик Байконыров. 100 летие. – Алматы. Издательство «СаТа». 2012.

 

5. Н. Грегори Мэнкью. Принципы микроэкономики. 2-е издание «Питер». Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения. С- 92. Глава 7 Потребители, производители и эффективность рынков – С – 168.

 

6. Саймон Брайан. Общество и образование. Lawrence and wishart. London. Издательство «Прогресс» стр. 117

 

7. Краткий словарь иностранных слов. А-Я. М.: Русский язык. – 1984

 

8. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. Второе издание. Москва. Инфра – М. – 2008, С. 31.

 

9. Ясинский В.А., Мироненков А.П., Стеклов Ю.Н., Сарсенбеков Т.Т. «Международная практика сотрудничества и проблемы развития гидроэнергетики». Евразийский банк развития. Алматы, 2011 – С.192

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ НТП И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Ускорение научно-технического прогресса в современных условиях, актуализируется центральным стратегическим направлением «цифровизации» экономики. Основная цель данной статьи помочь по-новому овладеть новыми подходами, по-новому взглянуть на окружающий мир. Как известно, новое столетие – это век информации, экономики и новых технологий. Делается вывод, что реализация государственной программы «Цифровой Казахстан» – это возможность войти в число 30 развитых стран мира. Ключевые слова: Цифровизация, мобильность молодежи, предпринимательство, менеджмент в образовании, квалификация, профессионализм.

 

 

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AS A GENERAL DIRECTION OF STP AND QUALITATIVE CHANGES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN MODETN CONDITIONS

 

 

ABSTRACT

 

Acceleration of scientific and technological progress in modern conditions is actualized by the Central strategic direction of "digitalization" of the economy. The main purpose of this article is to help you to learn new approaches, to take a new look at the world around you. As you know, the new century is a century of information, economy and new technologies. It is concluded that the implementation of the state program "Digital Kazakhstan" is an opportunity to become one of the 30 developed countries.

 

Key words: Digitalization, youth mobility, entrepreneurship, management in education, qualification, professionalism.

 

 

 

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова, 16В

 

Тел.:      +7 (727)233 50 42

 

Моб.:     +7 702 765 20 00

                  +7 777 276 64 32

 

e-mail:  novaera01@bk.ru

                  novaera02@inbox.ru

 

 

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.