О нас

Рекламодателям

Контакты

#4 (4) 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

АГРАРНЫЙ  СЕКТОР

АГРАРЛЫҚ СЕКТОРЫ

Транспорт и ЛОГИСТИКА

ЭНЕРГЕТИКА

БИЗНЕС

ОБРАЗОВАНИЕ

МЕДИЦИНА

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

КУЛЬТУРА

ЖКХ

Мечты сбываются!

Армандар орындалады!

 

 

Серикбай Агментаев:

«Я считаю себя счастливым железнодорожником!»

 

Стальной характер

Малик Михибаев:

Работа на железной дороге людей сплачивает и роднит»

 

Курманбек Кулибаев:

«Я не жалею, что выбрал профессию железнодорожника»

 

Золотая колея Сагинбека Акшалова

 

Электроэнергетика Казахстана:

Состояние и перспективы дальнейшего развития отрасли

 

 

III Алматинский бизнес-форум: Объединение предпринимателей Казахстана, России и Беларуси

 

 

Аслан Саринжипов:

«В любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши…»

 

 

Лидер в медицине

 

 

Золотые ворота Акорды

 

 

Земля обетованная Лаврентия Сона

 

 

Инновации в ЖКХ: Тепло и дешево

 

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА КАЗАхСТАНА: состояние и перспективы дальнейшего развития отрасли

 

Электроэнергетика относится к базовым отраслям экономики. Среди ее основных индикаторов – растущие потребности индустриализации, бесперебойное энергоснабжение населения, обеспечение энергетической независимости и безопасности страны. Оценку состояния энергетической отрасли, механизмов решения существующих проблем в организационной структуре рынков электроэнергии и электроэнергетики в целом, тарифной политике и пр., а также обоснование необходимости разработки новой долгосрочной программы развития энергетического сектора, в своей статье дает известный политический и общественный деятель, председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА) Шаймерден Уразалинов.

 

 

 

Новая долгосрочная Программа развития электроэнергетики

 

Продолжающееся развитие экономики Казахстана, связанное со строительством новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развития малого и среднего бизнеса, повышения благосостояния населения, требует дополнительных объемов производства электроэнергии.

Все это потребует разработки и реализации комплекса мер законодательного, программного и практического характера. Основными задачами этих мер являются: изменение отношения к энергоресурсам в обществе, перестройка экономики с акцентом на энергоэффективные отрасли и сектора, фактическое обновление существующих производств с устаревшими технологиями и оборудованием. Для этого потребуется определение долгосрочной политики в приоритетности направлений развития экономики как в регионах, так и в целом страны.

В то же время необходимы опережающие темпы обеспечения потребности экономики и населения страны в электрической энергии. Для этого требуется четко определить приоритеты развития электроэнергетической отрасли. При этом в силу инерционности развития электроэнергетики необходима разработка новой долгосрочной Программы развития отрасли до 2030 года. Разработанную Министерством индустрии и новых технологий и утвержденную Правительством Республики Казахстан отраслевую Программу развития электроэнергетической отрасли на 2010 – 2014 годы следует рассматривать как «первоочередные меры по содействию в реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики Казахстана».

В новой Программе должны быть отражены и учтены следующие основные вопросы: экономическое развитие Казахстана и его регионов, географическое положение страны (обширность территории и неравномерность ее заселения), состояние электроэнергетики, топливная база отрасли, наличие энергетических связей между регионами страны, с сопредельными государствами, политика энергосбережения и охрана окружающей среды, развитие возобновляемых источников энергии, мировые тенденции в изменении стоимости строительства энергообъектов, тарифная политика, подготовка кадров.

К положительным условиям для развития энергетики в Казахстане можно отнести: наличие значительных запасов топливноэнергетических ресурсов; значительный потенциал возобновляемой энергии; наличие транзитного потенциала и возможностей экспорта электроэнергии; резервы по энергосбережению и энергоэффективности.

К недостаткам относятся: значительная выработка паркового ресурса генерирующего оборудования. Рост цен на газ и, как следствие, неконкурентоспособность на рынке электроэнергии Жамбылской ГРЭС. Рост негативного воздействия тепловой генерации на окружающую среду.

Недостаток резервных мощностей. Совместные водно-энергетические проблемы со странами Центральной Азии.

Для решения указанных проблем необходимо развитие сектора генерации на базе современных высокоэффективных и экологически чистых технологий с более высоким КПД, оптимизация структуры генерирующих мощностей с учетом экономических и экологических аспектов.

 

 

 

Предельные тарифы в обмен на инвестиции

 

Со времени ввода предельных тарифов (с 2009 года) электрические станции осуществляют инвестиционные программы с использованием средств, полученных от применения предельных тарифов.

При проведении Дня индустриализации Глава Государства отметил, что введение предельных тарифов дало возможность энергопроизводящим организациям решать проблемы модернизации и компенсировать затраты тарифами. За период 2009 – 2013 гг. фактически инвестировано 692,2 млрд тенге, прирост мощности составил 1774 МВт.

В результате восстанавливается оборудование, сокращаются разрывы мощностей, увеличивается производство электроэнергии для обеспечения растущих потребностей экономики и населения страны.

Прибыль, которую электростанции получают от применения предельных тарифов, в подавляющем большинстве случаев инвестируется в производство, направляется на реализацию проектов модернизации оборудования, природоохранные мероприятия. Важно отметить, что основное условие их предоставления – инвестиционные соглашения с профильным министерством. Считаем, что если выполняется инвестиционная программа, то должна быть регулируемая норма доходности.

Наличие частных, в том числе иностранных партнеров, предполагает неукоснительное соблюдение действующего законодательства РК, принципов корпоративного управления и соответствующего справедливого начисления дивидендов на чистый доход, подтверждающий инвестиционную привлекательность электроэнергетической отрасли Казахстана.

В то же время необходимо отметить, что применяемый механизм «тарифы в обмен на инвестиции» не в состоянии полностью решить существующие проблемы отрасли – отсутствие конкуренции в секторе генерации, и соответственно, дефицит электроэнергии, отсутствие резервов мощностей, особенно пиковых. В секторе производства тепловой энергии наблюдается высокий износ оборудования, большие потери при транспортировке тепла.

Покрытие растущей потребности в электроэнергии к 2015 – 2030 гг. планируется обеспечить за счет техперевооружения оборудования, приращение мощностей действующих электростанций и строительства новых электростанций, в том числе базовых (Балхашская ТЭС, Тургайская ТЭС, АЭС).

Без дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли невозможно создать конкурентную среду в электроэнергетике, строить новые капиталоемкие энергетические объекты, вовлечь в энергобаланс возобновляемые источники энергии.

Не менее важным и требующим тщательных обоснований должен быть раздел развития электросетевых объектов напряжением 220 – 500 кВ и выше, главным образом системообразующих, межрегиональных и межгосударственных линий электропередачи.

К основным вопросам по Национальной энергетической системе (НЭС), которые требуют решения, относятся ограниченная пропускная способность сетей по основным направлениям: Север-Юг и Север-Восток, отсутствие связи Западного Казахстана с ЕЭС РК, недостаточная техническая оснащенность. Требуется сооружение 3-й цепи Север-Восток-Юг, Запад-Юг, комплексная модернизация НЭС на основе передовых технологий.

На сегодняшний день имеются серьезные проблемы в функционировании региональных электросетевых компаний (РЭК): высокие потери электрической энергии, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием сетей и подстанций, отсутствием единой технической политики. Существующий метод формирования тарифов не позволяет осуществлять реконструкцию и модернизацию электрических сетей в полном объеме.

Для решения имеющихся проблем по РЭК требуется внедрение единой технической политики (стандартизации), АСКУЭ, новой стимулирующей методики формирования тарифа, усиления контроля государства в части объема и реализации инвестиционных программ, целесообразности объединения электросетевых компаний в пределах области, усиление роли отраслевого министерства или создание самостоятельного государственного органа в сфере электроэнергетики.

В Программе необходимо исходить из того, что Казахстан – это страна с резко континентальным климатом, и в электроэнергетике на обозримую перспективу одним из основных вопросов, наряду с производством электроэнергии, сохранится и усилится роль централизованного теплоснабжения за счет ТЭЦ. Централизованное теплоснабжение городов, осуществляемое действующими ТЭЦ, остается экономически наиболее выгодным в тоже время физический и моральный износ оборудования большей части электростанций Казахстана, построенных в 50 – 70 годах ХХ века, становится реальным фактором ненадежного электро- и теплоснабжения потребителей и, как следствие, снижения энергобезопасности страны.

В связи с этим одним из главных направлений в Программе должны быть вопросы реконструкции и развития действующих тепловых электростанций. При этом наряду с необходимостью обеспечения роста тепловых нагрузок, обновления существующего оборудования предлагается проработать вопрос расширения ТЭЦ за счет установки конденсационных турбин для увеличения производства электроэнергии. Требуется модернизация тепловых сетей с доведением потерь до мировых стандартов. Необходимо на законодательной основе установить, что строительство новых ТЭЦ и крупных отопительных котельных (100 Гкал/час и более единичной мощности котлов) должно обосновываться соответствующими Схемами теплоснабжения данного города на перспективный период, разработанными специализированными проектными организациями. Схемы теплоснабжения на перспективу должны быть разработаны по всем городам Казахстана на базе утвержденных Генеральных планов. Необходимо завершить подготовку и принятие Закона РК «О теплоснабжении».

Наряду с традиционным централизованным теплоснабжением, следует развивать на приоритетных территориях солнечную энергетику и тепловые насосные установки для решения вопроса теплоснабжения и горячего водоснабжения на локальном уровне.

 

 

 

 

 

Комплексный подход

 

Для сложившегося в стране рынка электроэнергии характерны следующие особенности: отсутствие конкуренции на оптовом и розничном рынках, несовершенство структуры рынка, административное регулирование цен.

Пути решения развития рынка электроэнергии заключаются в следующем: совершенствование модели рынка электроэнергии и мощности, развитие рынка централизованных торгов, создание благоприятной инвестиционной среды, строительство новых генерирующих мощностей, электрических сетей и развитие конкуренции.

Комплексный подход к преобразованиям в электроэнергетике невозможен без энергоэффективности и энергосбережения как на стадиях добычи и генерации, так и на стадиях распределения и потребления энергоресурсов.

Одним из приоритетов государственной технической политики является внедрение и развитие энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Долгосрочная Программа развития электроэнергетики, наряду со строительством ветроэлектростанций на приоритетных площадках, должна предусмотреть развитие ветроэнергетики малой мощности в отдаленных сельских территориях при максимальной поддержке и участии государства.

Говоря о положительных экологических аспектах ВИЭ, нельзя забывать о требуемых на начальном этапе крупных капитальных вложениях. Откуда можно привлечь инвестиции, как добиться окупаемости «зеленых» проектов? Необходим поиск новых механизмов привлечения инвестиций.

Следует учесть, что определяющим фактором в развитии инноваций, диверсификации экономики, развитии интеллектуальных технологий и повышении конкурентоспособности страны является проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В развитых государствах расходы на НИОКР составляют до 3% и выше, при этом в Казахстане данный показатель не превышает – 0,26% от ВВП.

Необходимо использовать научный потенциал: 32 НИИ, в свое время переданных Академией наук Министерству образования и науки, а также развивать и привлекать вузовскую науку.

Требуется эффективная система подготовки и повышения квалификации кадров для отрасли.

В настоящее время для эффективного управления электроэнергетической отраслью необходимо решить ряд проблемных вопросов в организационном и законодательном плане.

Предстоит огромная работа на долгосрочной основе по развитию всех секторов электроэнергетической отрасли:

• Обеспечение резерва мощности и электроэнергии для развития и обеспечения потребности экономики и населения.

• Развитие электросетевых объектов напряжением 220 – 500 кВ и выше, главным образом системообразующих, межрегиональных и межгосударственных линий электропередачи.

• Модернизация региональных электрических сетей, внедрение единой технической политики (стандартизации), АСКУЭ, новой стимулирующей методики формирования тарифа.

• Разработка и принятие Закона РК «О теплоснабжении». Разработка для всех городов Казахстана схем теплоснабжения на основе утвержденных генеральных планов развития. Модернизация станций с комбинированным производством электрической и тепловой энергии (ТЭЦ).

• Развитие в стране возобновляемых источников энергии, создание НИИ по альтернативным источникам энергии, базы для производства и сборки ветростанций и ветроустановок малой мощности.

• Реализация государственной политики по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех сферах производства, генерации, передачи и потребления энергии с учетом мирового опыта.

• Совершенствование рынка электрической энергии и мощности, обеспечение конкуренции и прозрачности ценообразования.

• Обеспечение государственной поддержки для развития в стране производства электрооборудования, электротехнических изделий и специализированных строительных, монтажных организаций для электроэнергетической отрасли.

• Для эффективного государственного управления отраслью по решению масштабных вопросов необходимо создание Министерства энергетики и твердого топлива.

 

 

 

аРеМ – контРолеР и РеГулятоР в одноМ лице

 

Казахстанская электроэнергетическая ассоциация (КЭА) неоднократно обращалось в Правительство по вопросам, связанным с разделением полномочий между государственными органами, с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности отраслевых регуляторов» и последствиями для электроэнергетической отрасли.

Законом РК от 9 июля 2004 года № 588-11 «Об электроэнергетике» все функции по разработке и утверждению нормативно-правовых документов в области электроэнергетики были возложены на уполномоченный орган в лице Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Также были разработаны и утверждены все документы, регламентирующие организацию и функционирование оптового, розничного, балансирующего рынков, рынка централизованной торговли электрической энергией, рынка системных и вспомогательных услуг.

А 27 июня 2007 года принят новый Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности отраслевых регуляторов». В соответствии с этим законом функции по разработке и утверждению Правил организации и функционирования централизованных торгов электрической энергией в Казахстане и Правил организации и функционирования розничного рынка были возложены на Агентство РК по регулированию естественных монополий. При этом разработка и утверждение Правил организации и функционирования оптового рынка электрической энергии возложена на Министерство индустрии и новых технологий. Произошло разделение функций между двумя государственными органами, тем самым была разорвана взаимо связь, целостность функционирования рынка электрической энергии и ухудшена эффективность управления.

Это связано с изменениями, произошедшими за последние годы в Казахстане, и, в первую очередь, с преждевременным введением необоснованной модели института отраслевого регулятора для нескольких отраслей в единственном лице Агентства по  регулированию естественных монополий (АРЕМ). Хотя в названии закона речь идет о деятельности отраслевых регуляторов. Следует признать, что имеется зарубежный опыт введения института отраслевого регулятора. Уровень экономической и технической развитости в этих странах позволяет это делать, когда отдельные министерства могут позволить передать часть своих функций отраслевому регулятору.

Кроме того, для отдельных отраслей, по мере необходимости, создается независимый отраслевой регулятор, где работают профессионалы соответствующей отрасли. Само понятие «отраслевой регулятор» свидетельство тому.

В наших условиях, когда, например, в электроэнергетике износ основных фондов составляет 60 – 80% и отрасль надо реанимировать, мы законодательно передаем функции нескольких отраслей, в том числе электроэнергетической, так называемому отраслевому регулятору – Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. Задачей АРЕМ является контроль и регулирование ценовой (тарифной) политики в сфере естественных монополий и регулируемых рынков. В нашем случае Агентству передан ряд функций нескольких отраслей:

 

• утверждение и согласование норм и нормативов (нормативная численность персонала, технические и технологические нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормативные технические потери);

 

• согласование годовой сметы затрат на текущий и капитальный ремонт;

 

• определение технических условий недискриминационного доступа в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, гражданской авиации, портовой деятельности;

 

• осуществление лицензирования.

 

 

 

 

 

 

 

РаЗделение функций – БольШе Минусов, чеМ Плюсов

 

Указанные функции должны принадлежать компетентным государственным органам – отраслевым министерствам. Уровень нормативных технических потерь, например, электрической энергии определяется на основании законов электротехники по нагрузкам и режимам работы сетей и оборудования, включающих такие составляющие, как нагрузочные потери в линиях электропередачи, нагрузочные потери в силовых трансформаторах и автотрансформаторах, потери на корону в линиях электропередачи, потери холостого хода трансформаторов и автотрансформаторов и пр. Как правило, превышение технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии связано с высокой изношенностью основных фондов субъектов естественных монополий. Требуется вливание финансовых средств на капитальный ремонт, реконструкцию, обновление основных средств, чтобы обеспечить снижение технических и технологических норм расхода, нормативных технических потерь и т. д.

Разработка, введение новых, замена и пересмотр действующих норм труда производятся работодателем по согласованию с представителями работников (коллективный договор, соглашения) с учетом типовых норм и нормативов по труду, в том числе нормативы численности (статья 117 п. 1 «Трудовой кодекс»). Типовые нормы и нормативы по труду утверждаются уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным органом по труду в установленном порядке (статья 117 п. 2 «Трудовой кодекс»). В нашем случае утверждение АРЕМ о нормативной численности персонала является нарушением Трудового кодекса Республики Казахстан и не является компетенцией АРЕМ.

Согласование годовой сметы затрат на текущий и капитальный ремонт является излишним. Какие ремонты производить, связанные с планом и графиком мероприятий, производственной необходимостью, аварийностью и т. д., является правом субъекта естественной монополии и отраслевого министерства. Задача АРЕМ заключается в контроле над исполнением утвержденной сметы расходов на проведение указанных ремонтов субъектом естественной монополии.

Право лицензирования в различных сферах, в том числе в секторах экономики, должно принадлежать государственным органам – отраслевым министерствам.

Все эти функции в настоящее время осуществляются без учета мнения и участия компетентного органа (отраслевого министерства) и их необходимо вернуть отраслевым министерствам. В последующем, если вводить институт независимых отраслевых регуляторов, их надо вводить для отдельно взятой отрасли по мере необходимости и готовности. Учитывая зарубежный опыт, следует отметить, что отраслевой регулятор несет полную ответственность по функциям, переданным ему министерством, за состояние и развитие предприятий отрасли.

Поэтому нельзя смешивать функции АРЕМ, призванного осуществлять контроль и регулиро

вание ценовой (тарифной) политики в сфере естественной монополии, и функции отраслевого министерства.

Нельзя, наконец, вменять несвойственные функции нескольких отраслей Агентству без какой-либо ответственности.

Кроме того, в Законе РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» по всему тексту слова «Центральный государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественных монополий» заменены словами «уполномоченный орган» (без слов «осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественных монополий»). И, как следствие, подпунктом 29 статьи 3 дается новая редакция понятию уполномоченного органа: «уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и регулируемых рынках». Хотя ранее действовавшая норма была в следующей редакции: «уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сферах естественных монополий».

«Контроль и регулирование деятельности» и «руководство» – два различных понятия. Кто осуществляет руководство отраслью: отраслевое министерство или АРЕМ? Кроме того, по всему тексту закона речь идет только о контроле и регулировании.

Считаем необходимым передать все функции по разработке всех нормативно-правовых актов в области электроэнергетики, в том числе регламентирующих организацию и функционирование всех сегментов оптового и розничного рынков электрической энергии, в отраслевое министерство. Так как оно является разработчиком Концепции дальнейшего развития рыночных отношений

и нормативных правовых актов в электроэнергетической отрасли, долгосрочной Программы развития электроэнергетики страны до 2030 года. Наконец, отраслевое министерство несет полную ответственность за состояние и развитие отрасли.

 

 

 

 

Единый центр – залог безопасности энергосистемы

 

 

Развитие экономики Казахстана требует дополнительных объемов производства электроэнергии. Потребление электроэнергии в Казахстане в последние годы увеличивается на 4 – 5% ежегодно. По итогам 2013 года потребление электроэнергии в республике составило 91,44 млрд кВт*ч, а производство – 90,24 млрд кВт*ч. Министерство экономики и бюджетного планирования прогнозирует, что реальный рост экономики Казахстана в 2014 – 2018 годах составит 6 – 7,1%. При сохранении такой положительной динамики развития экономики страны к 2030 году потребление электроэнергии составит 144,7 млрд кВт*ч, то есть 58% роста (по оценкам KazEnergy, – прим.авт.).

Перед энергетиками Казахстана стоят масштабные задачи: модернизация и обновление действующих объектов генерации, национальной электрической сети, региональных сетевых компаний, строительство новых энергообъектов, развитие атомной энергетики, создание специализированных строительных и монтажных организаций, производств энергетического оборудования и электротехнических изделий, совершенствование рынка электрической энергии и мощности, нормативной правовой базы отрасли, реализация значительного потенциала по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности, возобновляемых источников энергии.

К сожалению, в условиях рыночных преобразований и экспериментов мы не смогли сохранить в Казахстане единую систему государственного управления электроэнергетической отраслью. Административные реформы, начатые под лозунгом сокращения государственного вмешательства и минимизации государственных расходов, в итоге завершились тем, что в настоящее время управление отраслью поручено дюжине различных государственных органов, каждый из которых управляет отдельным сегментом энергетики без системного подхода в решении стратегических вопросов развития отрасли.

Ярким примером дублирования и отсутствия координации в деятельности различных государственных органов в сфере электроэнергетики стал вопрос  сокращения парниковых газов, когда одно государственное ведомство заявило о необходимости 7% сокращения выбросов парниковых газов от угольных станций (их доля составляет 84%) и переводе всех на газ, а другой государственный орган в то же время планирует из-за отсутствия альтернативных источников дальнейшее расширение угольных станций и строительство крупнейшей в Центральной Азии теплоэлектростанции.

Очень сложно объяснить любому инвестору или потребителю, что за котлы и паропроводы в энергетике Казахстана отвечает Министерство по чрезвычайным ситуациям, за теплосети и систему теплоснабжения – Министерство регионального развития, за силовое оборудование и техническое регулирование – комитет Энергонадзора Минт, за подготовку к зиме и развитие сетей – областные акиматы, за развитие ветроэнергетики, малые ГЭС и другие альтернативные источники – Министерство окружающей среды и водных ресурсов, за утверждение тарифов РЭК и ЭСО и контроль над инвестиционной программой РЭК и ТЭЦ – агентство по регулированию естественных монополий (аРеМ), за разработку государственной политики в сфере тарифов РЭК и ЭСО – Министерство экономики и бюджетного планирования, контроль над качеством услуг осуществляют аРеМ и агентство по защите конкуренции, и возможно теперь, вновь создаваемое агентство по защите прав потребителей, а планы развития электроэнергетики и инвестиционные программы станций – в компетенции департамента энергетики и угольной промышленности (24 чел.) многопрофильного Министерства индустрии и новых технологий. К сожалению, это больше походит на древнюю индийскую притчу о шестерых слепых, пытающихся описать слона при помощи прикосновений к одной лишь его части.

Интересно посчитать, сколько реально бюджетных средств и времени государственных чиновников расходуются на ненужные согласования и переписки между собой по различным вопросам функционирования электроэнергетики страны. Еще труднее представить, как несколько государственных ведомств могут координировано работать по защите интересов отечественной энергетической отрасли в условиях активных переговоров по разработке и согласованию положений Евразийского энергетического рынка, определяющих стратегические задачи и принципы энергетической интеграции государств – участников Единого экономического пространства (ЕЭП).

Энергосистема не может работать в условиях раздробленности, должен быть единый центр принятия решений. Это не только пожелание энергетиков, это требование безопасности, надежности энергосистемы и энергетической независимости страны.

КЭА неоднократно обращалась в Правительство страны с предложением о необходимости создания отдельного Министерства энергетики с передачей функций по атомной энергии, угольной промышленности, по возобновляемым источникам энергии и отраслевого регулятора. Учитывая сложившуюся ситуацию, обращения ветеранов энергетики, энергетиков, 6 августа 2014 года Указом Президента РК Н.А. Назарбаева «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» создано Министерство энергетики РК.

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.