О нас

Рекламодателям

Контакты

#2(2)2014

СОДЕРЖАНИЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО

МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА

СТРОИТЕЛЬСТВО

АГРОСЕКТОР

15 фактов ОБ ЭКСПО

КУЛЬТУРА

CULTURE

БИЗНЕС

«Корпорация «БЕРЕКЕ А» – вместе строим будущее!

 

 

Миссия и функции противочумных учреждений в национальной системе защиты прав потребителей

 

Mission and functions of the plague control institutions in the national system of the consumers’ rights protection

 

 

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:

«Дизайн – это система мышления»

 

 

Мини-выставка ЭКСПО-2014

 

 

15 фактов ОБ ЭКСПО

 

 

Исповедь: наедине с собой

 

Confession: alone with yourself

 

Джамиля СЕРКЕБАЕВА:

«Где бы я ни жила, меня все время тянуло домой!»

 

Плюсы и минусы казахстанского кино

«АРТиШОК»: новый эксперимент

Сайлаухан АУЕЛБАЕВА:

«В жизни уникален каждый момент»

 

 

Франчайзинг* – мир новых возможностей

Как правильно защитить свой бизнес

 

 

ФРАНЧАЙЗИНГ* –

МИР НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

 

 

 

Франчайзинг – это популярная форма предпринимательской деятельности и систематического дублирования успешных моделей коммерческих и некоммерческих предприятий. По прогнозам экспертов, в XXI веке более 50% мирового бизнеса будет работать по системе франчайзинга, вторая половина будет ее поставщиком. Так пишет в своей книге «Франчайзинг в Казахстане» известный не только в нашей стране, но и за ее пределами исследователь этого уникального экономического явления Бекнур Кисиков.

Кто занимается франчайзингом на практике? Кто и как помогает внедрять франчайзинг в экономику нашего государства? О развитии франчайзинга в Казахстане и в мире нашему изданию рассказывает председатель Международного консорциума «Союз франчайзинга» Вячеслав Сидельников.

 

 

 

 

Вячеслав Васильевич, чем является франчайзинг для экономического сообщества?

 

– Франчайзинг иногда образно называют отраслью экономики, акцентируя внимание на тот масштаб, который он приобрел в развитых странах. Сегодня половина всех компаний в мире, так или иначе, использует франчайзинг, другая половина обслуживает эти компании.

В настоящее время доля франчайзинга в Казахстане составляет только 3% от доли малого и среднего бизнеса (МСБ). Приобретение франшизы для предпринимателей – это один из способов старта или расширения существующего бизнеса. Внедрение собственной франшизы для успешных компаний – это способ роста, завоевание конкурентных преимуществ. Для компаний «B2B», таких как банки, инвестиционные фонды, юридические, консалтинговые компании – специализация на франчайзинге позволяет расширить перечень предоставляемых услуг, получить для себя дополнительную клиентскую базу. Для государства и общества франчайзинг – это стимулирование предпринимательской активности, открытие новых предприятий, увеличение количества рабочих мест, удовлетворение потребительского спроса…

В Казахстане интегрируется опыт развития франчайзинга в первую очередь Евросоюза, России и Азиатских стран. ЕврАзЭС, Таможенный союз и подготовка Казахстана к вступлению в Евросоюз обеспечивают ускоренный темп развития франчайзинга в стране. Иностранные франшизы – в первую очередь из России и Украины – активно устремлены в Казахстан. Продолжают работать и появляются новые компании, оказывающие услуги в сфере франчайзинга, среди них Евразийская Ассоциация Франчайзинга, TRIARH International, Международный консорциум «Союз франчайзинга». Вузы внедряют франчайзинг в учебный и научный процессы, например, университет «Туран», КазЭУ им. Т. Рыскулова, КарГУ им. Е.А. Букетова, и другие. Финансовые организации изучают вопрос разработки программ финансирования франчайзинговых проектов, например, Сбербанк, Исламский банк, Всемирный банк и другие.

 

 

 

Какова степень участия и поддержки государствами франчайзинговых отношений?

 

– Государственная поддержка франчайзинга, согласно мировому опыту, неотделима от поддержки предпринимательства в целом. На сегодняшний день в Казахстане наиболее масштабной и разносторонней программой по развитию предпринимательства является «Дорожная карта-2020». Хотя в ней непосредственно не прописаны меры по развитию франчайзинга, но многие программы, входящие в Дорожную карту способствуют, в том числе, развитию компаний, применяющих франчайзинг.

С 2012 года работает программа Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, по которой предусмотрено возмещение 50% затрат отечественным компаниям, продвигающим свои товары и услуги на внешние рынки, а также на привлечение иностранных франшиз. Фонд развития предпринимательства «Даму» является спонсором инициатив по развитию казахстанского франчайзинга. Так, в 2012 году фондом «Даму» реализована программа «Национальный центр развития франчайзинга». В результате предоставленных предпринимателям бесплатных консультаций и других мер в период 2012 – 2013 гг. открыты 150 новых бизнес-единиц на основе франчайзинга, еще 35 компаний, уже применяющих франчайзинг, ускорили темпы своего развития, плюс заявили о себе 10 новых казахстанских франчайзеров.

 

 

 

Какую поддержку получают франчайзинговые компании в других странах?

 

– Известна практика различных государств по поддержке развития франчайзинга. Такая практика демонстрирует положительное влияние на рост предпринимательства и экономики, например, в США, Великобритании, Малайзии, Китае, России и других странах.

 

Преимущественно это следующие меры:

 

● В отношении поддержки отечественных франчайзеров: нефинансовая поддержка – обучение принципам построения франчайзинговой системы; финансовая поддержка, например, по затратам на регистрацию товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности франчайзера, затратам на маркетинговые исследования и рекламу.

 

● В отношении франчайзи: нефинансовая поддержка – предоставление методических материалов, каталогов франшиз, консультирование; финансовая поддержка – финансирование части затрат на открытие бизнеса.

 

 

В качестве иллюстрации результатов поддержки франчайзинговой системы можно рассмотреть Россию, США, Китай, Малайзию.

 

Россия. Внесены поправки в ГК РФ, гл. 54 «Коммерческая концессия». Эти изменения улучшили защиту прав франчайзеров и франчайзи. В большинстве территориальных субъектов РФ созданы Центры поддержки предпринимательства, которые уделяют большое внимание развитию франчайзинга.

 

США. После принятия Закона о франчайзинге резко сократилось количество мошенничеств в этой сфере. Действует программа «Франчайзинг для ветеранов и пенсионеров», которая позволяет пенсионерам использовать средства пенсионного фонда для приобретения франшизы. Корпорация ОПИК стимулирует экспорт американских франшиз по всему миру.

 

Китай. Действует госпрограмма, обязывающая участие китайских предпринимателей во всех иностранных франчайзинговых проектах, реализуемых в КНР. В результате в стране созданы десятки тысяч франчайзинговых предприятий с участием местных компаний.

 

Малайзия. Министерство развития предпринимательства выявляет потенциальных франчайзи, оказывает им консультационную и финансовую поддержку. В результате в государстве появилось большое количество франчайзинговых предприятий.

 

 

 

Что еще, на Ваш взгляд, необходимо сделать для развития франчайзинга в Казахстане?

 

– Для более эффективной работы франчайзинговых компаний в Казахстане мы предлагаем:

 

● Интегрировать вопрос развития франчайзинга в программу «Дорожная карта-2020», в программы Фонда «Даму», агентства KAZNEX INVEST, Национальной палаты предпринимателей Казахстана и других учреждений развития предпринимательства.

● Создать рабочие группы и организовать «круглые столы» по вопросам совершенствования законодательства по франчайзингу и обеспечения статистики франчайзинговых отношений.

● Осуществить маркетинговое исследование сферы франчайзинга, обеспечить мониторинг полученных данных.

● Подготовить пакеты информационно-методических материалов для потенциальных франчайзи и франчайзеров.

● Обеспечить консультирование по вопросам франчайзинга через единый Call-центр.

● Организовать презентации франшиз в региональных филиалах фонда «Даму», Национальной палаты предпринимателей.

● Внедрить госпрограмму финансовой поддержки реализации франчайзинговых проектов.

● Пригласить международных экспертов по франчайзингу для обмена опытом и проведения образовательных мероприятий.

● Принять меры по популяризации франчайзинга с участием СМИ.

 

 

 

Какие мероприятия проводятся для популяризации франчайзинговых отношений?

 

– В Казахстане регулярно проходят общественные мероприятия по франчайзингу, в частности, в 2013 году проведены: конференция «Франчайзинг: Гармонизация и перспективы роста», выставка FranchExpo Central Asia 2013, международный форум «Франчайзинг – тренд развития бизнеса, образования и инноваций», выставка «KazFranch-2013» и конкурс на лучших представителей франчайзинга в Казахстане в 2013 году.

Также в Астане 21 мая прошло уникальное событие в мире франчайзинга – Международный форум «Антиконтрафакт», организованный Министерством юстиции РК в рамках VII Астанинского Экономического Форума. Это международная площадка для конструктивного диалога представителей власти, бизнеса, науки, правообладателей, производителей, авторов и общественности в сфере борьбы с контрафактной продукцией, охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и формирования цивилизованного рынка товаров и услуг.

 

 

 

ИНОСТРАННЫМ «ДОЛЛАРОВЫМ» ФРАНШИЗАМ БУДЕТ "ТУГО"

В КАЗАХСТАНЕ

 

– Резкое снижение курса тенге по отношению к «твердой» валюте в системе «иностранный франчайзер – казахстанский франчайзи» бьет особенно больно по франчайзи, чей бизнес обеспечивается товарами и услугами иностранных компаний, т. е. существенно привязан к «твердым» ценам на товары, что в свою очередь отражается на цене товаров, продаваемых в Казахстане. Известно, что для франчайзинга типично установление согласованных цен на товары для всех магазинов сети, будь то Америка или Сингапур. Кроме того, все бизнес-объекты франчайзинговой сети обязаны соблюдать единые стандарты ведения бизнеса – от особых сервисных услуг для клиентов до уровня заработной платы сотрудникам. Эти факторы в периоды экономических проблем, в том числе при девальвации национальной валюты, лишают франчайзи маневренности в изменении цен на продаваемые ими товары и возможность оперативно решать вопрос снижения издержек, например, на рекламу, логистику и так далее.

Таким образом, компании, работающие по договору франчайзинга, находятся в менее выгодном положении, чем полностью самостоятельные предприниматели, имеющие возможность быстро реагировать на сюрпризы экономики – решать вопросы ценообразования, внедрения или упразднения дополнительного сервиса для клиентов, оптимизации затрат. Поэтому сейчас очевидна стагнация бизнеса иностранных франшиз в Казахстане.

Совсем другая ситуация, когда франчайзер – отечественная компания. Здесь франчайзер и франчайзи, во-первых, не привязаны существенно к иностранной валюте, во-вторых, быстро найдут и согласуют способы не только выживания, но и завоевания конкурентных преимуществ перед компаниями, «связанными» с иностранцами. Поэтому я уверен, что сейчас, при дефолте тенге, хорошее время для рывка отечественных франшиз в сфере торговли и услуг. Сегодня для диверсификации бизнеса или открытия нового бизнеса на основе франчайзинга я рекомендую некоторые рыночные сегменты, стабильное развитие которых ожидается в ближайшее время.

 

 

 

Давид Сармазов,

директор по маркетингу

ТОО «АШШУР Химиндустрия»

КОММЕНТАРИЙ

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

 

 

 

Нуржан АЛЬТАЕВ: «Вместе мы быстрее решим проблему»

 

О деятельности Палаты предпринимателей ЮКО в плане защиты интересов малого и среднего бизнеса. , нашему изданию рассказал Нуржан Альтаев, руководитель Палаты предпринимателей ЮКО.

 

БИЗНЕС

Читать

 

 

 

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАЩИТИТЬ

СВОЙ БИЗНЕС

 

Почему необходимо своевременно легализовать свою интеллектуальную собственность, как правильно это сделать разъясняет Муминов Санджар Файзуллаевич, кандидат экономических наук, патентный эксперт, директор по странам СНГ консорциума Aston Alliance.

 

 БИЗНЕС

Читать

 

 

 

АСЕТИЛЛА ЖАНЫСБЕКОВ

«СЛАГАЕМЫЕ  УСПЕХА:

ДОСТУПНАЯ ЦЕНА + КАЧЕСТВО +  НАДЕЖНОСТЬ»

 

Асетилла Кенжекулович ЖАНЫСБЕКОВ, директор компании «Нурстройсервис-НП» подтверждает делом, что строителям дана уникальная возможность – делать людей счастливыми.

 

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

Читать

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.