#4 (4) 2014
СОДЕРЖАНИЕ
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
АГРАРЛЫҚ СЕКТОРЫ
Транспорт и ЛОГИСТИКА
ЭНЕРГЕТИКА
БИЗНЕС
ОБРАЗОВАНИЕ
МЕДИЦИНА
АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРА
ЖКХ
Мечты сбываются!
Армандар орындалады!
Серикбай Агментаев:
«Я считаю себя счастливым железнодорожником!»
Стальной характер
Малик Михибаев:
Работа на железной дороге людей сплачивает и роднит»
Курманбек Кулибаев:
«Я не жалею, что выбрал профессию железнодорожника»
Золотая колея Сагинбека Акшалова
Электроэнергетика Казахстана:
Состояние и перспективы дальнейшего развития отрасли
III Алматинский бизнес-форум: Объединение предпринимателей Казахстана, России и Беларуси
Аслан Саринжипов:
«В любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши…»
Лидер в медицине
Золотые ворота Акорды
Земля обетованная Лаврентия Сона
Инновации в ЖКХ: Тепло и дешево
Стальной характер
Трудовые будни этой женщины сопряжены с нагрузками и ответственностью. Работа на железной дороге тяжела даже для мужчин, что уж говорить о прекрасной половине человечества. А тем более, если женщина – руководитель. о своей работе рассказывает Роза Шамсудиновна Шамсудинова – заместитель директора АО «Пассажирские перевозки» филиал «Экспресс».
Роза Шамсудиновна, вы сразу определились с выбором профессии железнодорожника?
– Родом я из Актюбинска, станции Челкар. В школе очень хорошо училась и мечтала поступить в мединститут, но не получилось. Мамина землячка работала в Южном ВЧД -14 (ВЧД – вагонное депо) и предложила мне: «Год поезди проводником, а потом в институт поступишь». И все, затянула эта «трясина». Провод ником я отработала очень мало, где-то чуть более 2-х лет. Никуда не поступала, просто работала. Мне нравилось ездить, особенно в Москву, много видела интересного. Как-то после очередного рейса меня выз вал начальник резерва Тамбиев и говорит: «Поедешь начальником поезда». У меня только школьное образование. Он посмотрел, что оценки у меня в аттестате хорошие, и сказал: «Поедешь начальником поезда, мы для тебя собираем комсомольскую молодежную бригаду». В то время на начальника поезда учились 6 месяцев. Это было в 1976 году. Как же я Москву не увижу? Я плакала, отказывалась, просила отпустить меня в рейс. Но он говорит: «У тебя два варианта – либо ты идешь начальником поезда, либо пойдешь в моющую бригаду вагоны мыть». Я и пошла на курсы. Отучилась и поехала в рейс начальником поезда, проездила я почти 28 лет. Потом перевели инженером. Вот так и пошло продвижение.
Впоследствии где вы учились?
– Сначала поступила в Алматинский колледж транспорта и коммуникаций, закончила его по специализации техник-электрик. Потом ввели требования, чтобы у начальника поезда было высшее образование. Я поступила в Казахскую академию транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева и закончила по специализации инженер-механик по вагонам. Я начинала работать в РФ «Южный» АО «Пассажирские перевозки» заместителем директора. Затем в ТОО «Жолсерик-Алматы» (Компания «ЖолаушыларТранс») работала директором, потом директором в Алматинском филиале «Жолсерик Алматы». А потом уже сюда пришла, в филиал «Алатау» АО «Пассажирские перевозки». Первые «Тальго» собственно моим трудом были запущены.
Расскажите подробнее о составах «Тальго».
– Филиал «Экспресс», как структурное подразделение АО «Пассажирские перевозки», был создан в 2004 году. Президент «КТЖ» Ерлан Атамкулов очень много внимания уделял пуску. 13 сентября 2003 года Президент Нурсултан Назарбаев, присутствуя на торжественном пуске, дал сигнал к отправлению первого состава скоростного поезда «Тулпар – Тальго», сформированного из вагонов компании Patentes Talgo S.L., по маршруту Астана – Алматы. Сегодня филиал осуществляет перевозку пассажиров по 8 направлениям сообщением «Алматы – Астана», «Ақсұңқар» сообщением «Алматы – Шымкент», «Сарайшық» – сообщением «Алматы – Атырау», «Жібек жолы» – сообщением «Алматы – Актобе», «Жетісу» – сообщением «Алматы – Петропавловск», «Ақтөбе» – сообщением «Астана – Актобе», «Атырау» – сообщением «Астана – Атырау» и сообщением «Астана – Шымкент».
Эксплуатируемый парк на сегодняшний день составляет 278 вагонов, из которых сформировано 11 составов – в каждом составе имеется ресторан и вагон-бар, где установлено 2 телевизора. Вагоны делятся на категории: «Гранд класс» – 2-местное купе с туалетной комнатой и душем; «Бизнес класс» – 2-местное купе; «Турист» – 4-местное купе; «Турист 1 класса» – общий вагон с сидячими креслами, а также «Гранд ПМР» для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями (в инвалидных колясках) с сопровождением.
В каждом купе имеется телефон для вызова обслуживающего персонала (проводников и официантов), по которому можно обратиться с просьбой или заказать ужин в купе. Вагоны оборудованы диспенсером с холодной и горячей озонированной питьевой водой; в каждом купе имеются столики для приема пищи, умывальник, зеркала, раскладные лестницы для верхней полки и т. д.
Поезд отличается своими скоростными возможностями – максимальная скорость до 200 км/ч при безусловном соблюдении безопасности движения, так как оснащен маятниковыми подвесками, которые обеспечивают вагонам плавность хода. Отопление и кондиционирование воздуха автоматизировано. Каждый вагон имеет только одну дверь с автоматическим приводом для входа снаружи, которые автоматически блокируются за 5 минут до отправления поезда.
Проводниками работает молодежь до 30 лет с высшим образованием. При наборе к соискателям предъявляются очень жесткие критерии отбора.
С 16 февраля 2012 года в поездах формирования филиала «Экспресс» АО «Пассажирские перевозки» для удобства клиентов, оформивших билет через Интернет или платежный терминал самообслуживания, внедряет инновационный проект, позволяющий пассажирам производить посадку в вагон без распечатки бумажного билета. Система автоматизированного контроля посадки пассажиров установлена в целях улучшения сервисного обслуживания. Новая услуга позволит развивать электронные продажи билетов, минимизировать человеческий фактор.
Пассажиру, купившему билет через Интернет или платежный терминал самообслуживания, достаточно предъявить проводнику документ, удостоверяющий личность, при наличии токена электронного билета. С помощью мобильного терминала сбора данных проводник вагона вводит паспортные данные пассажира или считывает данные электронного билета и, после подтверждения в системе АСУ «Экспресс» о наличии билета, производит регистрацию пассажира. По желанию пассажира, проводник в пути следования поезда с помощью специального терминального оборудования может распечатать и выдать ему билет. Я думаю, что президент «КТЖ» А. Мамин проводит правильную политику.
В декабре 2011 года в астане пустили завод по производству современных пассажирских вагонов «Тальго». Новые маршруты формируются из вагонов, произведенных в Казахстане? А как обстоят дела с запчастями и комплектующими?
– Да. У нас уже 3 – 4 состава вагонов, собственного производства. В 2012 году были запущены следующие маршруты: поезда «Жетісу» сообщением «Алматы – Петропавловск» и «Ақтөбе» сообщением «Астана – Актобе», сформированные из вагонов «Тальго», произведенных на заводе «Тулпар» в Астане. В 2013 году запущены новые маршруты: поезда «Атырау» – сообщением «Астана – Атырау» и «Сарайшық» – сообщением «Алматы – Атырау», сформированные из вагонов «Тальго» нашего производства. В 2014 году был запущен новый маршрут: поезд «Жібек жолы» – сообщением «Алматы – Актобе», сформированный из вагонов «Тальго» также местного производства. До конца года еще два состава «Тальго» запустим по маршруту Астана – Кызылорда, через Чу, Чимкент.
Комплектующие и запчасти пока закупаем за границей, но в этом есть и свои плюсы. За техническое состояние, т. е. сервисное обслуживание, сейчас отвечают испанцы. Я думаю, что в дальнейшем мы организуем свое сервисное обслуживание. У нас тоже есть хорошие специалисты.
Составы «Тальго» уже 10 лет эксплуатируются на железной дороге Казахстана. Как ведет себя новая техника в обслуживании? Часто ломается или выдерживает до планового ремонта?
– Я считаю, что «Тальго» – безопасный поезд для наших казахстанских дорог. За техническое состояние отвечают испанцы, а они никогда не запустят в работу, если что-то не будет соответствовать международным стандартам.
И климатические условия они выдерживают и ремонт выдерживают. Да, конечно, без поломок не бывает, это же железо, где-то ломается, но таких критических серьезных моментов за 10 лет не было. Вообще вагоны рассчитаны на 40 лет эксплуатации с капитальным ремонтом через каждые 10 лет.
Компания «Тальго» расширяется, база сейчас строится, техническое сервисное обслуживание будет уже в Астане. Я думаю, что этот проект себя показал только с положительной стороны. И президент КТЖ А. Мамин много вкладывает в него.
К тому же «Тальго» запустили по уже электрифицированной дороге. Я помню, как электрификацию тянули на Алматинской железной дороге. В 2004 году была стыковка. Это тоже своего рода сенсация. Увеличилась скорость прохождения и экология улучшилась, здесь много преимуществ.
Почему в вагонах «Тальго» у работников нет служебного купе?
– Не во всех. В тех, которые сделаны в Казахстане, есть служебное купе. В первых Тальго оставляли посадочные места для проводников, т. к. они дежурят на своем рабочем месте. График отдыха и работы провод ников разработан и утвержден, они четко работают по этому графику.
Планируется пуск «Тальго» за пределы республики?
– В планах есть организация маршрута Алматы – Ташкент. Может, со временем и в Москву пойдет. Кто знает, как дальше будет… Ну, может, когда первый состав в ближнее зарубежье пустят, руководство сделает какие-то выводы. Все-таки это лицо Казахстана. Точной даты запуска пока нет. Планируют, а дальше видно будет.
Ваши пожелания молодежи, которая приходит работать на железную дорогу, и всем железнодорожникам?
– Молодежи хочу пожелать, чтобы они никогда не пожалели, что пришли на железную дорогу. Если ты пришел на железную дорогу, у тебя должен быть стальной характер. Все бывает в жизни и невзгоды и падения и подъемы. Все это надо выдержать. Есть у нас прекрасная молодежь, у которой в черепной коробке все нормально. Больших успехов в работе. Всем здоровья хорошего, чтобы стояли в нашем ряду и пенсионеры, и ветераны.
Я считаю, большая заслуга в развитии пассажирских перевозок принадлежит президенту «КТЖ» Аскару Узакпаевичу Мамину и президенту АО «Пассажирские перевозки» Ермеку Акипетовичу Тулегенову. Он профессиональный железнодорожник, с которым очень легко работать. Железнодорожник железнодорожника понимает с полуслова. Железнодорожники, которые работают сейчас, это видят. Конечно, у них нет волшебной палочки, чтобы все сразу поменять, но программы очень хорошие. Только и видишь, то локомотивный завод запускается, то ветки новые запускаются. Даже на примере «Тальго». Уже побежали вагоны, сделанные в Казахстане. Это заслуга президента «КТЖ» Аскара Мамина и его команды.
София ЯВОРСКАЯ
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»