О нас

Рекламодателям

Контакты

 

СОДЕРЖАНИЕ

МЕДИЦИНА

mEDICINE

ЭНЕРГЕТИКА

УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА

БИЗНЕС

15 фактов об ЭКСПО

КУЛЬТУРА

Востребованность врача-цитолога в РК

 

The demand for physician cytologist

in Kazakhstan

 

Start of «Mini-EXPO-2014» in the Eastern Kazakhstan Province (EKP)

 

 

Электроэнергетика Казахстана:

состояние и перспективы дальнейшего развития отрасли

 

 

Сергей ТЕРЕЩЕНКО:

«Нашей идеологией должна стать экспансия…»

 

 

Старт «Мини-ЭКСПО-2014» в ВКО

 

Международные инновации в сфере образования и науки

 

 

Евро-Азиатский центр физики имени Нурсултана Назарбаева

 

 

Семейный бизнес: сказочная перспектива или реальная утопия?

 

 

15 фактов об ЭКСПО

 

 

Акмарал КАЙНАЗАРОВА –

«Индийский цветок» в Казахстане

 

Новые технологии в казахстанском кино

 

Слышать, читать, понимать

 

 

Мир красоты и здоровья

 

Сергей Терещенко:

«Нашей идеологией должна стать экспансия…»

Экс­-Премьер­-Министр Казахстана Сергей Александрович Терещенко имеет огромный опыт работы как руководитель крупного масштаба. Последние годы он является заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана и возглавляет Ассоциацию участников страхового рынка республики. интерес к его персоне не угасает, и мы поинтересовались его видением того, как наша страна должна интегрироваться в мировую экономику. Кроме того, в эксклюзивном интервью нашему изданию Сергей Терещенко коснулся вопросов последней девальвации, государственной монополии и многих других.

 

 

 

Главное – развивать и защищать свой рынок

 

Сергей Александрович, вам удалось поработать в двух экономических системах – советской и нынешней. в чем, на ваш взгляд, их принципиальное различие? Где было больше свободы экономической для руководителя – тогда или теперь? нужна ли такая свобода? Может, легче было бы по плану, по директивам работать?

 

– Возврата к прошлому уже нет, и никто это не сделает, даже если захочет. Возродить Советский Союз вряд ли у кого-то получится. В те времена была жесткая плановая система: планировалось все – куда производить, что производить и кому это все продавать. Мой отец 30 лет проработал председателем колхоза, в этом году он, к сожалению, ушел из жизни в возрасте 87 лет. Колхоз – это коллективное хозяйство. Директива была на все: сколько чеснока, сколько молока, 13 показателей входило в план. А потом, когда он начинал сдавать зерно, было дополнительное задание. Иногда он сдавал сверх плана. Это все мешало работать.

В то время я был самым молодым секретарем райкома партии, затем самым молодым секретарем обкома партии. Многие вещи не понимал, зачем нужны такие директивы, зачем сапожнику нужен план? Теща моя была в 36 лет главным бухгалтером райбыткомбината, она ездила и вытрясала из сапожников, парикмахеров деньги, требовала выполнения плана. Зачем? Дай сапожнику патент, пусть заплатит налоги государству и гвозди в каблуки забивает. Сегодня рынок диктует спрос и каждый должен сам за себя отвечать. Самое трудное, что приходится нашему президенту решать, – уйти от патернализма. Потому что все ждут помощи от государства, привыкли, что государство за тебя отвечало. Сталин трубку закурил, подумал – и вся страна живет так, как решил товарищ Сталин.

Я считаю, что нынешняя система намного лучше. Да, мы не знали, как ее строить, думали, рынок все расставит по местам. Нет, не расставил. Надо договариваться, все равно должно быть какое-то регулирование. Вот, к примеру, все строят заправки, через каждые 200 метров они стоят. Поэтому надо смотреть, планировать, где их ставить. Или другой пример, все ударились строить мельницы... Зачем столько мельниц, кто этот рынок изучал? Люди взяли кредиты, потратили деньги, все это неправильно. Или все ударились в кирпичные заводы, аптеки... Был я в Америке. Стоит магазин, и рядом в радиусе полутора километров никто больше магазина со спиртным не поставит. То есть нужны какието меры регулирования. Сегодня государство запустило очень хорошие программы для развития бизнеса в Казахстане, но развиваться им в полной мере мешают бюрократические проблемы.

 

 

 

Прошло более двадцати лет суверенитета казахстана. насколько мы «свободны» от ориентира на экономику России и Китая?

 

– Ничего свободного сейчас в мире нет. Возьмем Китай, великая страна. Когда был кризис в 2007 – 2008 году, китайцы повернули все производство на внутренний рынок. Казахстан разве может повернуть все производство на внутренний рынок? Нас 17 млн человек, а в Китае 1,5 миллиарда… Поэтому нашей идеологией должна стать экспансия. Казахи должны сидеть на чужих базарах со своей продукцией: в Китае, в России, в Европе. С нефтью и газом мы же сидим, с титаном, медью, цинком тоже сидим. А мы должны сидеть со своей колбасой, макаронами, дынями, с помидорами, кетчупом и прочими товарами. Мы должны смотреть – а чего там не хватает?

Как бы трудно ни было, наш президент всегда был интеграционистом, и он говорит: «Ребята, то, что мы сделали – это на 170 млн рынок, я вам этот рынок открыл, а вы уж кушаки свои затягивайте, упирайтесь и работайте на этом рынке. Если белорусы везут нам говядину, значит, им это выгодно. Если Украина везет своих кур, значит, тоже выгодно. А мы не можем это делать, значит, что-то у нас не получается. Наш продукт должен быть на чужих рынках. Мы должны свой рынок защищать и что-то производить на внутренний рынок. Китайцы сейчас хорошо поднялись, этому способствовали высокие технологии и большие объемы. Поэтому нам тоже надо и защищать, и развивать свой рынок, становиться конкурентоспособными».

 

 

 

 

 

 

Девальвация и иностранные инвестиции

 

На период вашей работы в правительстве казахстана в 1993 году пришлись денежные реформы. естественно, вы имеете и опыт, и свое отношение к данным процессам. каковы, на ваш взгляд, причины нынешних денежных реформ, амнистии капитала, девальвации?

 

– Во-первых, нет роста экономики. Нет роста экономики ни в Европе, ни в Америке, идет оживление в пределах 2 – 3 процентов. Что касается девальвации, мало приятного, конечно, в этом. Люди потеряли 20 процентов своих накоплений, это действительно так, но для отечественного товаропроизводителя в этом есть и свой плюс. Те, кто взял кредиты в тенге, они выиграли. Надо раскручивать свое производство, и в этом плане девальвация им пошла на пользу. Амнистия капиталов – это один из способов привлечения денег в страну. Это уже третья амнистия капиталов в Казахстане.

Сегодня Казахстан не случайно самая привлекательная страна по законодательной базе для привлечения инвестиций. С 15 июля нынешнего по 15 июля следующего года будет введен безвизовый режим для граждан 10 стран, чтобы они приезжали, смотрели, работали здесь. Я думаю, эта практика будет расширяться. Программы ФИИР, Дорожная карта, низкий НДС – все это работает на создание производства. Одной из составляющей этого является амнистия капиталов. При нынешней ситуации, я имею в виду санкции Европы против России, деньги лучше держать в Казахстане. Есть бизнесмены, которые держат немалые деньги в оффшорах, часть денег работает здесь, но лучше держать их в стране. Хотя я бы просто сказал: принесите деньги и не надо никаких налогов, ничего. Я в этом плане суперлиберал, я бы ограничительные меры снял, а сама идея – правильная.

 

 

 

С другой стороны, девальвация ударила по зарплатам, пенсиям, пенсионным накоплениям казахстанцев…

 

– Согласен. Я на эту пенсию не проживу, у меня она 60 тысяч. Я себе такую планку поставил, что нужно работать, пока есть здоровье. От девальвации мы все равно бы никуда не ушли. Россия тоже девальвировала…

 

 

 

В Российской прессе муссируется высказывание Путина о том, что нужно опустить доллар, как вы к этому относитесь?

 

– Одна страна опустить доллар не в состоянии. Наш президент все время говорит о введении какойто новой валюты, чтобы уйти от доллара. Но мировая финансовая система привязана к доллару, в том числе и рубль.

 

 

 

Насколько безопасно для любой страны привлечение иностранных инвестиций?

 

– Надо это регулировать. В свое время мы многим давали государственные гарантии. Сейчас государство не дает гарантий, и в этом плане безопасность есть полная, но, тем не менее, финансовые институты у нас отслеживают, до какого уровня эти займы брать, как и отслеживают уровень потребительских кредитов. Мы сегодня тоже вкладываем деньги в другие страны, что-то покупаем. Например, в Грузию, Украину, в России наши предприниматели работают.

 

 

 

Каким образом можно провести дедолларизацию финансового сектора в казахстане и поможет ли это реально отвести от нас девальвацию?

 

– Нет, девальвацию мы никак не отведем, потому что мы находимся в мировой финансовой системе. Будут кризисы, цикличность. В дедолларизацию в ближайшие несколько лет я не верю. Не верю, что можно уйти от доллара. В сознании человека это крепко сидит, хочешь или нет, но та же бабушка все равно что-то держит в долларах: 100, 200 или 500 долларов. Если помните, Григорий Марченко всегда советовал держать накопления в евро, долларах и тенге.

 

 

 

 

Экономическое будущее страны

 

 

Что выигрывают казахстанские предприниматели, в частности аграрии, при вступлении нашей страны в ЕАЭС?

 

– Выиграем мы одно – рынок. Мы должны хорошо работать: тратить меньше на производство продукции, а производить больше. При наших низких урожаях, низких надоях, других проблемах,  мы на этом рынке не будем конкурентоспособны. Поэтому надо бороться за интенсивные способы производства, тогда мы будем сидеть на этих рынках.

 

 

 

Должно ли государство иметь монополию на наукоемкое производство, чтобы снизить цены на продукцию?

 

– Я не считаю, что государство должно иметь монополию на наукоемкое производство, есть оборона, еще что-то, где государство должно иметь свою монополию. В первую очередь все, что связано с безопасностью. Ну а если я смартфон изобрету или колбасу сделаю, государству это зачем?

 

 

 

Какого роста ВВП нам следует ожидать в 2015 году, учитывая плюсы и минусы финансовых и экономических реформ в Казахстане?

 

– Думаю, 5 процентов. Если мы их сделаем, это будет супер, хороший рост.

 

 

 

О Вас писали: «…источником лидерства является его глубокая личная убежденность и уверенность в правоте и разумности своих действий. его главная черта – это умение добиваться интегрального равновесия между «МОГУ» и «ХОЧУ». Каким образом вам удается достигать этого «золотого» правила?

 

– Не всегда это так. Хочется всегда больше, чем ты можешь. Я всегда стараюсь себе ставить верхнюю и нижнюю планку. Если в середину попал, значит, ты уже выиграл.

 

 

 

Каким вам видится экономическое будущее нашей страны?

 

– Будущее страны я вижу успешным. Его определил президент страны Нурсултан Назарбаев. Поэтому я, моя семья, мы верим в будущее этой страны, поэтому мы живем здесь и уезжать никуда не собираемся.

 

 

Лариса ЧЕРНЕНКО

 

 

 

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

 

 

 

Объявлены победители TechGarden’s Startup Day в рамках Startup Tour Road Show

 

В Алматы завершился евразийский этап Skolkovo Startup Tour 2016. Это самый масштабный проект СНГ по поиску перспективных инновационных проектов и развитию компетенций начинающих стартап-команд.

 

ТЕХНОЛОГИИ

Читать

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.