О нас

Рекламодателям

Контакты

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КАЗАХСТАНСКОГО КИНО

 

Можно ли сказать, что казахстанское кино входит в тридцать ведущих кинематографий мира? Как определяются эти показатели – по кинопрокату, участию на кинофестивалях, поддержке государства, бюджетам и сборам фильмов? Есть ли у нас, казахстанцев, уважение к своему отечественному кино и как оно формируется? Об этом размышляет киновед, арт-директор кинофестиваля «Евразия» Гульнара Абикеева.

 

 

 

Кинопрокат

 

Плюс: открыв страничку сайта Kino. kz, мы увидим, что в начале апреля из 15 фильмов в нашем отечественном кинопрокате представлены 3 казахстанские картины – «Осторожно, корова!», «Кемпир» и «М-Агент». Очень хороший показатель! Это означает, что на данный момент доля казахстанского кино в нашем прокате составляет 20%! Отметим, что все три фильма созданы на частные деньги негосударственной студией, режиссерами или продюсерами, чьи фильмы уже имели зрительский успех. Я говорю о продюсере Баян Есентай, которая не только «отбила» бюджет, но и заработала на фильмах «Коктейль для звезды-1,2». Ставка на женскую тему в фильме «Осторожно, корова!» – она вывела фильм в прокат 8 марта – и то, что картина уже четвертую неделю в прокате вместо обычных двух, показали финансовую успешность фильма. Режиссер Ермек Турсунов, его фильмы «Келин» и «Шал» считаются лучшими в последние годы в казахском кино, тоже обратился к жанру комедии. Отсылки к комедии Шакена Айманова «Ангел в тюбетейке» в фильме «Кемпир» свидетельствуют о том, что он хотел снять действительно народное кино – в основном для казахо-язычного зрителя, с добрым юмором, неспешным ритмом. И третий игрок на этом поле – режиссер Еркин Ракышев, чьи картины «Жаралы сезим», «Меня тоже зовут Кожа», «Жетимдер» уже давно разбивают сердца казахстанского зрителя. И вот сейчас он сделал, можно сказать, первый фильм ужасов «М-агент». Эта картина о том, как молодежь вовлекается в мир компьютерных игр и живет больше в виртуальной реальности, чем в настоящей. Три казахстанских фильма выпущены в прокат в дни Наурыза, из чего напрашивается вывод, что казахстанские кинематографисты, а точнее частный кинобизнес, борются за нашего отечественного зрителя. И это большой плюс.

 

 

Минус заключается в том, что этот месяц – исключение. В целом доля казахстанского кино в нашем прокате составляет всего 3%. Причем эту цифру может посчитать кто угодно. Опять же, обращаемся к сайту kino. kz. Там, кроме текущего репертуара, есть архив, по которому можно посмотреть, какие фильмы прошли в прокате, скажем, за 2013 год – порядка 360 фильмов. Из них казахстанских картин было показано 11. И дальше как в школе: 100% – 360 картин, 11 фильмов – 3,05%. Примерно такой же процент был в 2012 году. Для того чтобы понять, много это или мало, давайте сравним эту цифру с другими странами. В России доля российского кино в отечественном прокате составляет 21%, в Южной Корее – 23%, во Франции – 47%, в Узбекистане – 99%, в США и Индии, наверное, все 99,99%. А чтобы доля казахстанского кино в казахстанском прокате составляла 20%, надо производить 72 картины в год. К сожалению, у нас сейчас производится порядка 20 – 22 фильмов, из них в прокат доходит половина. Отсюда вытекает следующий вопрос: есть ли у нас ресурсы производить 70 фильмов в год?

 

 Кинопроизводство Объем кинопроизводства напрямую зависит от количества производящих студий. Если студия одна, то и 20 картин в год – огромная цифра. Студия в понимании большой кинофабрики у нас одна – это «Казахфильм». Плюс: «Казахфильм» оснащен новейшим оборудованием, позволяющим весь кинопроцесс реализовывать у нас в стране. Это очень важно! Не каждая студия на пост-советском пространстве может этим похвастаться. Еще несколько лет назад приходилось за некоторыми услугами ездить в Москву. Сегодня все, даже выпуск фильма в системе Долби (Dolby – технология записи и воспроизведения многоканального звука, создающего «эффект присутствия», – прим. ред.), можно делать на «Казахфильме». Это большая студия с большим техническим и творческим потенциалом. Второй плюс состоит в том, что производство кино у нас поддерживается государством и ежегодно киностудии «Казахфильм» выделяются деньги из государственного бюджета. Не в каждой стране кино финансируется государством. Мы прекрасно знаем, что в соседнем Кыргызстане государство не может тратить деньги на кино. К примеру, кино не финансируется государством в Швейцарии. И вообще, маленькие европейские страны типа Ирландии, Бельгии, Австрии выпускают всего 5 – 7 фильмов в год. При таком сравнении Казахстан, действительно, претендует стать серьезной кинодержавой. К сожалению, цифр о бюджете, выделяемом на кино, нет в открытом доступе, поэтому можем только предположить, что, наверное, исходя из опыта различных лет, эта цифра составляет не менее 10 миллионов долларов в год. Сколько можно снять фильмов на эту сумму? Средний бюджет государственной картины составляет 1 миллион долларов. Опять-таки, много это или мало? Если сравнивать с голливудскими блокбастерами, это очень маленький бюджет. Если сравнивать с теми бюджетами, на которые снимают фильмы наши соседи по Центральной Азии – 50 – 60 тысяч долларов, то это огромный бюджет. Однако будем реалистами и обратимся опять-таки к нашим частным студиям. По их данным, бюджет снимаемой в Казахстане полнометражной картины колеблется от 300 до 500 тысяч долларов. Возьмем верхнюю цифру, и получается, что за 10 миллионов долларов можно снять порядка 20 картин. В 2013 году на киностудии «Казахфильм» было произведено 10 фильмов: две серии «Путь лидера», закончены фильмы «Уроки гармонии», «Бауыр», «Книга», «Жол», «Кенже», «Укиле камшат», «Охота за призраком», скажем, 10 картин. Это говорит о том, что все-таки бюджеты государственных картин достаточно велики – примерно 1 миллион долларов. Минус кинопроизводства в Казахстане мне видится в том, что не развивается продюсерское кино. То есть, нет персонально ответственного продюсера, который берет деньги у государства, а потом после проката фильма возвращает эту сумму в казну, чтобы потом опять получить деньги на производство нового фильма. К примеру, в одном из своих интервью продюсер Баян Есентай говорит о том, что в Казахстане нет смысла снимать кино дороже, чем за полмиллиона долларов. Любое кино, дороже этой суммы, не вернет расходы в прокате. Из вышеперечисленных картин, что было в прокате в 2013 году? Две серии «Путь лидера» были показаны в декабре 2013 года, «Охота за призраком» – в январе 2014 года, и в мае ожидается премьера фильма «Жол». Остальные картины – «Уроки гармонии», «Бауыр», «Книга», «Кенже», «Укиле камшат» – предназначены, скорее, для кинофестивалей и в прокат не вышли. Но ведь картины-то хорошие, почему они не выходят в прокат? Пока же поговорим о фестивалях.

#2(2)2014

СОДЕРЖАНИЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО

МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА

СТРОИТЕЛЬСТВО

АГРОСЕКТОР

15 фактов ОБ ЭКСПО

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

БИЗНЕС

«Корпорация «БЕРЕКЕ А» – вместе строим будущее!

Миссия и функции противочумных учреждений в национальной системе защиты прав потребителей

 

Mission and functions of the plague control institutions in the national system of the consumers’ rights protection

 

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:

«Дизайн – это система мышления»

 

Мини-выставка ЭКСПО-2014

15 фактов ОБ ЭКСПО

Исповедь: наедине с собой

 

Confession: alone with yourself

 

Джамиля СЕРКЕБАЕВА:

«Где бы я ни жила, меня все время тянуло домой!»

 

Плюсы и минусы казахстанского кино

«АРТиШОК»: новый эксперимент

Сайлаухан АУЕЛБАЕВА:

«В жизни уникален каждый момент»

 

Франчайзинг* – мир новых возможностей

Как правильно защитить свой бизнес

 

 

 

Участие на кинофестивалях

 

Плюс: огромный плюс состоит в том, что казахстанское кино постоянно представлено на международных кинофестивалях и международный имидж нашего кино очень высок. Сильно поднялся наш рейтинг после победы фильма «Уроки гармонии» на Берлинале, после чего картина Эмира Байгазина участвовала еще в 50 фестивалях мира, где получила порядка 15 призов. Сейчас картина вышла во французский прокат. На фестивале во Фрибурге участвует фильм Адильхана Ержанова «Строители», а на кинофестивале в Висбадене в конкурсе от Казахстана заявлена картина «Бауыр» Серика Апрымова. Мы все с нетерпением ждем, будут ли наши казахстанские фильмы отобраны в Канны. Фактически каждый крупный фестиваль в мире считает нужным пригласить казахстанскую картину. Здесь цифры примерно таковы: из 20 производимых картин в год 5 – 6 обязательно приглашаются на международные кинофестивали. То есть здесь мы имеем свои 20% востребованности в арт-хаусном кино.

 

 

Минус заключается в том, что мир смотрит одно казахское кино, а мы – другое. На кинофестивалях кинокритики отмечают высокий интеллектуальный уровень наших фильмов, высокое художественное качество картин, а мы смотрим какие-то упрощенные под нашего зрителя коммерческие подделки. Почему «Уроки гармонии» вышли в ограниченный прокат в Казахстане и довольно широко идут в прокате во Франции – да так, что о фильме пишут ведущие французские газеты?

Или возьмем картину Серика Апрымова «Бауыр» – он как всегда точно попал в наши проблемы, заострив внимание на деньгах, долгах и ответственности людей. Картина должна была бы выйти в прокат сразу после премьеры на кинофестивале в Венеции, то есть осенью 2013 года. В фильме нет политики, нет крамолы, но есть очень точный социальный портрет общества и рассказ о том, что только девятилетний мальчик готов нести ответственность за свои поступки, тогда как все взрослые «не хотят платить по счетам». Фильм мог бы взбудоражить наше общество и дать возможность поразмышлять о ситуации в Казахстане.

Замечательный фильм «Книга» снял Ербол Жумагулов о проблеме взаимоотношений с религией, где главный герой сначала уходит в ортодоксальный ислам, а потом оттуда возвращается, понимая, что во всем должна быть мера.

Острые социальные вопросы поднимают фильмы «Кенже» Ермека Турсунова и «Укиле камшат» Адильхана Ержанова. Эти фильмы были практически завершены в начале осени 2013 года, но тоже не вышли в прокат. Получается, что наше умное, социальное кино нужно только кинофестивалям, а не нашим зрителям. Нам пойдут комедии, экшены и ужастики местного производства.

 

 

 

Подводя итоги

 

Размышляя о плюсах и минусах казахстанского кино, я больше задала вопросов, чем дала на них ответы. Что и понятно – ведь это живой кинопроцесс. И все же самый главный плюс казахстанского кино – это люди, работающие в этой сфере. Талантливые, энергичные, амбициозные, тонко чувствующие и верные своему делу. Именно человеческий потенциал позволяет говорить о том, что нам по силам снимать если не 70, то 40 картин в год. Тогда доля казахского кино в отечественном прокате составит 11%, что тоже неплохо. Кого у нас реально не хватает в кино, так это продюсеров – менеджеров высшего звена. У нас нет сейчас 40ка работающих студий. В лучшем случае наберется 15. Но именно персональная ответственность за проект может обеспечить высокое качество производства. И самое главное – у нас нет открытого конкурса на господдержку в сфере кино. Для наглядности приведу российский пример. Ежегодно Госкино России объявляло конкурс на производство фильмов. Каждая студия подавала свою заявку, и комиссия поддерживала порядка 70 проектов: где-то важна тема, где-то фокусная аудитория, где-то инновационный момент и т. д. Причем государство финансирует фильм не полностью, а частично, скажем на 50%. Остальную часть бюджета продюсер находит сам через инвесторов или партнеров.

Как мы говорили, в Казахстане на кинопроизводство государство выделяет 10 миллионов долларов. При среднем бюджете в 500 тысяч долларов можно снять 20 картин. Поскольку половину суммы должен найти продюсер, на эти деньги можно поддержать 40 фильмов через 40 студий. А «Казахфильм» может выступить в роли кинофабрики, предоставляющей услуги. Понятно, что это упрощенная схема, но она работает во многих странах мира. Соответственно, нужны изменения в системе кинопроката, чтобы у отечественных производителей были преимущества в прокате перед американскими или российскими фильмами. И тогда, возможно, наша киноотрасль из малой превратится в значимую киноиндустрию. Можно ли сказать, что Казахстан входит в тридцать ведущих государств мира по кинопроизводству? Пока нет. С 3% доли отечественного кино в нашем кинопрокате, с 20 картинами в год – нет. Хотя есть потенциал, есть высокий образовательный и интеллектуальный уровень кинематографистов, есть государственные и частные деньги, и есть амбиции страны. Не хватает того, что позволило бы банковской системе страны подняться на должный уровень – менеджмента на высшем уровне, уважения к себе и желания превратить кино в бизнес и имидж страны.

 

 

 

Гульнара АБИКЕЕВА,

киновед, арт-директор кинофестиваля «Евразия»

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.