О нас

Рекламодателям

Контакты

#5 (5) 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

МЕДИЦИНА

MEDICINE

ТРАНСПОРТ и ЛОГИСТИКА

БИЗНЕС

ОБРАЗОВАНИЕ

АГРАРНЫЙ СЕКТОР

АРХИТЕКТУРА и СТРОИТЕЛЬСТВО

КУЛЬТУРА

Азат Ильясовна Шибанова: «Международная  интеграция ассоциации цитологов»

 

Azat Schibanova:

«International  integration of the associations of cytologists»

 

 

Идти вперед,  добиваясь позитивных перемен

 

Главная задача: обеспечить безопасность движения поездов

 

Не останавливаться на достигнутом

 

Достойное продолжение традиций

 

Трудовые будни путейцев

 

 

Как рождаются инновации

 

 

Алия Джарикбасова:
«В первую очередь быть человеком!»

 

Возобновляемые ресурсы: Государственная программа на длительную перспективу

 

 

Образ кратера в архитектуре как символ идентичности творчества и природной стихии

 

 

Связанные одной судьбой

 

Саят Досыбаев:

«Одеваемся в казахстанское!»

 

Марат Бисенгалиев –

Генератор музыкальных идей

 

Аслан Саринжипов: «В любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши…»

 

 

Образ кратера в архитектуре как символ идентичности творчества и природной стихии

Дом творчества «Шабыт», построенный по проекту архитекторов Ш.У. Матайбекова и Е.С. Кыдырова в 2010 году в Астане, располагается на проспекте Независимости 10, напротив Президентского парка и здания Дворца мира и согласия, рядом с Дворцом Независимости.

Здание общей площадью 23900 м2 создавалось как дом творчества, но впоследствии передано Казахскому национальному университету искусства. Однако горожане по-прежнему его называют «Шабыт» – вдохновение, что не противоречит духу университета искусства, хотя его внутренняя структура не приспособлена для учебных занятий.

 

 

 

 

Архитектура Дома творчества «Шабыт» по интерпретации авторов здания является олицетворением идентичности уникального результата человеческого творчества и природной стихии, которая в данном образе символизирует кратер как результат взрыва. Кратер – это только воронка, у кратера нет тела. Форму Дома творчества «Шабыт» можно представить как пересечение двух конусов – прямого и обратного, двух тел вращения относительно собственных осей.

Результатом вращения обратного конуса является кольцо стен внутреннего двора наподобие кратера, а второй конус образовал кольцо внешних наклонных стен здания.

Конусы внешних и внутренних стен образовали кольцо круглого тела треугольного сечения, где основанием является земля. Особую уникальность форме придает небольшой наклон оси вращения внутреннего конуса с образованием наклонной линии  среза обоих конусов. Наклонный срез пересечения конусов позволяет анонимной геометрической форме приобрести индивидуальность. Наклон здания «Шабыт» направлен к площади, в результате этого здание как бы раскрывается и делает своеобразный поклон площади Независимости.

Также нехарактерной для архитектурных форм является кромка пересечения наклонных поверхностей стен, выполненных в синем стекле и создающих грань стеклянного монолита. Это придает новизну и вызывает разнообразные ассоциации. Люди, пытавшиеся описать архитектуру этого здания, сравнивали его, например, с чернильницей, которой пользовались в 50-е годы школьники СССР. Они были круглыми, стеклянными, синими от чернил, с конусовидным отверстием для ручки наподобие воронки кратера.

Посадка здания в образе «взрыва кратера» на поверхности земли должна произвести некоторые «техногенные изменения», но абсолютно ровная поверхность нейтрализует взрыв и превращает здание в безмолвие опрокинутой формы. Дом творчества «Шабыт» и Дворец Независимости Казахстана размещены по обе стороны главной административной оси, на которой расположены площадь Независимости с монументом Независимости, Пирамида Дворца мира и согласия, монумент «Байтерек» и правительственное здание «Акорда». Из окон Дома творчества «Шабыт» открывается панорама от Дворца Независимости до соборной мечети «Хазрет Султан». Главный фасад Дома творчества «Шабыт» ориентирован на площадь Независимости. При входе в здание посетитель попадает в горизонтально лежащий узкий, овальный вестибюль высотой 8,7 м, напоминающий овал повернутого к вам «кратера» внутреннего двора, который раскрывался при подходе к зданию.

 

 

 

Все здания, которые возникали в пространстве нового города, как бы забивали колышки в градостроительную канву, и это небольшое по объему здание должно было играть в градостроительном контекстеважную роль – располагаясь напротив Дворца Независимости, оно обозначало конец одной из сторон правительственной оси. Сравнительно небольшое общественное здание в привычном образе, возможно, не сыграло бы этой роли. Трудно «удержать» ось, если здание ничем не выделяется, поэтому авторы стремились придать ему необычный вид. Найденная авторами форма, нигде ранее не встречавшаяся, обладает новизной и запоминающимся образом – здание «Шабыт», один раз увидев, забыть нельзя.

Дом творчества по своей архитектурно-планировочной организации состоит из нескольких автономных групп помещений:

– административный блок с вестибюлем, гардеробом, сантехническими узлами, столовой или кафе;

– библиотека с абонентским залом;

– 3 – 4 группы клубно-кружковых помещений площадью от 50 до 100 м2;

– кинозал на 300 человек с фойе;

– универсальный зал для занятий спортом, танцами, аэробикой.

В плане здание представляет собой круг диаметром 120 м, центр осевых линий внутренних стен перемещен в центр малого круга радиусом 37 м.

Третий круг – линии пересечения двух конусов прямого и обратного – представляет собой своеобразный конек кровли радиусом 45 м. Пространство внутреннего двора – «кратер», собственно говоря, главный герой идеи проекта, является необычно красивым пространством, защищенном от ветра и раскрытом на видовые точки города. Замкнутая, круглая, с наклонными стеклянными стенами, как у чаши, эксплуатируемая кровля, по замыслу должна была стать зеленым садом для отдыха и дополнительным пространством для творческой деятельности.

В данном проекте кровля и стены совмещены, линия их пересечения проходит посредине между внешними и внутренними стенами, но центры трех круговлежат на одной центральной оси главного входа. Четыре вестибюля обеспечивают автономность деятельности кружковых групп. В центре размещаются три зала – это кинотеатр, репетиционный и спортивный залы, которые эксплуатируются самостоятельно.

Хотя набор помещений здания не соответствовал требованиям, предъявляемым к университетам, Дом творчества все же передали Национальному университету искусства. Здесь нет поточных лекционных аудиторий, выставочных залов, рекреационных пространств, мастерских, студий, лабораторий и других необходимых для высшего учебного заведения помещений.

 

 

 

«Тендер по строительству дома творчества «Шабыт» выиграла турецкая строительная компания «Симбол иншат», но впоследствии строительство было передано строительной компании «Базис-А», представители которой потеряли связь с авторами, поэтому в архитектуре есть отступления от первоначальной идеи, – вспоминает автор проекта Шохан Матайбеков. – Архитектура этого сооружения должна была быть выполнена в технологии со скрытыми переплетами, такие заводы есть, они выпускают стекла, которые кладут встык так, что вся форма сливается в единый монолит. Монолитность формы – это, во-первых, цель идеи, а во-вторых – цвет стекла в этом проекте должен  был сыграть важную роль. Здание должно быть легким, светло-голубым с серебристым оттенком и обладать зеркальностью на 5 – 10%. Форма должна была обладать свойствами отражения, мерцания, блеска, чтобы человек не смог оценить реальных физических параметров, глядя на него. Легкая, серебристо-голубая с зеркальным блеском единая монолитная форма должна была восприниматься скульптурой и организовывать место, где стоит».

«Архитектура, встроенная в скульптуру «кратер», должна была работать своей формой: отражать, сливаться в полутонах с окружающим пространством, скользить мерцающей картиной в вашем сознании, даже изчезать в определенных погодных условиях, а получился темный, тяжелый и одинаковых во всех погодных условиях монолит, я такого не предполагал», – отмечает архитектор Ш. Матайбеков.

В компьютерном рендере идеи автора оживают виртуальными образами отражений в серебристо-голубом стекле, где могут появляться и исчезать люди, машины, облака. Зеркальная облицовка здания зрительно должна была придавать ему легкость, а серебристо-голубое стекло, смешиваясь с голубым цветом неба, терять границы реальности между формой и ее отражением, но все это не было реализовано. Несмотря на то, что автор проекта остался недоволен выбранным цветом стекла, здание все равно изумляет новым подходом в архитектуре, притягивает к себе внимание, выполняя свое градостроительное назначение.

Из окон бокового фасада открывается вид на Дворец независимости и площадь Независимости Казахстана с монументом Независимости Казахстана (фото 6, 7). Из окон верхних этажей центральной части здания виден монумент Независимости и Пирамида мира и согласия в оправе внутреннего кольцевого фасада (фото 8). С верхних этажей северной части здания прекрасно просматривается главная соборная мечеть Астаны «Хазрет Султан». Круговая панорама просматривается благодаря скосу здания, ориентированного на правительственную ось, поэтому человек,  находящийся на верхнем этаже, видит панораму города как со смотровой площадки.

 

 

 

 

Картина двух фрагментов Дома творчества «Шабыт» и мечети «Хазрет Султан» передает концепции архитектуры XXI века и традиционной мусульманской архитектуры прошлого, выявляя мировоззрение прошлого и особенность нашего времени. Сравнение этих зданий сегодня не кажется странным, потому что Дом творчества «Шабыт» по архитектурной трактовке универсален – мог быть и мечетью, и библиотекой, и бизнес-центром, и любым другим жилым или общественным зданием, а соборная мечеть «Хазрет Султан» – только мечетью. Появление в 2012 году архаического образа мечети «Хазрет Султан» на 5000 человек в Астане связано с тенденцией первых лет Независимости по возвращению культурного наследия, а именно возврата городам древних соборов с традиционным образом. Перспектива зданий Дома творчества «Шабыт» и фрагмента Дворца Независимости вызывает ощущение промышленного характера, т. к. они суровые, замкнутые, неприступные, их образы не выдают их назначений.

Внутренние интерьеры Дома творчества «Шабыт», к сожалению, не имеют единства со стилем, заложенным в концепции проекта, авторы интерьера внесли новую тему с арками, что в итоге свело к нулю необычность архитектуры здания. Здесь все случайно: разнокалиберные арки, приспособленные переплеты на полукруглых галереях и кругом бутафория – профили, выдуманные декоративные порталы, одним словом, интерьер не из этой оперы, и он не сочетается с архитектурой самого здания. Архитектура интерьера выполнена в дешевой штукатурке по гипсокартону и навевает ассоциации с временной декорацией на скорую руку. Металлические конструкции спрятаны за гипсокартоном, они почему-то «работают» под тяжелые бетонные опоры, балки и арки. Все это выглядит крайне жалко, в то время как именно внутренние пространства должны были быть выразителями особенностей уникальной архитектурной формы и необычной конструктивной системы здания «Шабыт». Легкий металлический каркас здания исчез, его подменил ложный декор под бетонные конструкции, выполненный из гипсокартона.

 

 

 

Интерьеры уникального здания должны выполняться автором проекта и выражать идеи, заложенные в концепции проекта, как это делается во всем мире. Всемирно известный архитектор Фрэнк Гери, когда проектировал свои здания, придавал колоссальное значение их интерьерам. В интерьерах зданий он особо выделял их цели и назначение. Например, при строительстве здания концертного зала имени Уолта Диснея Фрэнк Гери привлек японских специалистов по акустике. В частности, желая добиться наилучшего звучания, вместо дешевой штукатурки для внутренней отделки он использовал дорогое дерево. После первой репетиции музыкальный директор филармонии Салонен повернулся к Фрэнку, сидящему в зале, и сказал: «Мы остаемся здесь», на что 70-летний Ф. Гери расплакался, чем выразил весь драматизм ситуации – если бы при всей красоте здания оно оказалось непригодным для работы симфонического оркестра, то этого никто бы не понял, не говоря уже о дополнительных затратах. Стоимость уникального продукта никогда нельзя предугадать заранее, потому что на проект необходимо затратить столько, сколько потребуется. В итоге концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе стал не только самым экзотическим архитектурным сооружением, но и лучшей музыкальной площадкой США.

Фойе Дома творчества «Шабыт» является редким, нестандартным пространством с треугольным сечением высотой 20 м, куда выходят галереи 5-ти этажей клубно-кружковых помещений. Помещения верхних этажей в двухсветном пространстве фойе поэтажно, незначительно нависают над нижними этажами, создавая легкое, динамичное движение вверх перед чистым сегментом абсолютно круглой плоскости наклонной стены. Решение, представленное в реальном интерьере, показывает полное непонимание концепции архитектуры здания.

Ложные пилоны арок и балок выпрямляют кривизну наклонной стены и закрывают панораму пространства круглого внутреннего двора-«кратера» с уровня всех этажей. Двор-«кратер», изюминка проекта, остался незамеченным проектировщиками интерьера.

Истинная конструктивная система, выразившая идею проекта, видимо, была признана некрасивой разработчиками интерьеров здания «Шабыт». В этой связи вспоминаются слова И.В. Гете о том, что между истиной и красотой нет различия, напротив, истина это и есть красота. На эту тему можно привести много примеров, начиная с Эйфелевой башни в Париже.

 

 

 

 

 

В панораме с моста (фото 15) видны три здания: «Шабыт», Дворец Независимости, монумент Независимости и Дворец мира и согласия – Пирамида, но правительственную ось выражают только два здания – «Шабыт» и Пирамида. Также в этом диалоге участвует игла монумента Независимости, расположенного на одноименной площади, но никак не Дворец Независимости, уходящий в грунт.

Следует отметить, что пирамида Дворца мира и согласия великолепно возвышается и парит в ландшафте набережной, ее линии поддерживаются линиями уклона местности, она очень гармонична в окружающей среде. В этой панораме «Шабыт» и Дворец Независимости обозначают один конец правительственной оси с двух сторон. Архитектура Дворца Независимости в этой картине не имеет голоса, хотя по композиции должна была играть равную роль, как и здание «Шабыт».

Дому творчества «Шабыт» это удается благодаря своей необычной форме кратера, но его посадка, как и у Дворца Независимости, погружается в ландшафт, в то время как «взрыв» – концепция проекта, и оставленный им кратер должен был взлететь в воздух. Архитектура здания «Шабыт» оказывает огромное влияние на пространство оси своей формой, но посадкой явно проигрывает Пирамиде.

 

 

 

Статья написана по материалам

архитектора Ш.У. Матайбекова

 

 

Гулжан КИСАМЕДИН,

профессор МОК КазГАСА,

руководитель направления

«Архитектура жилых и общественных зданий»

 

 

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.