О нас

Рекламодателям

Контакты

 

СОДЕРЖАНИЕ

МЕДИЦИНА

mEDICINE

ЭНЕРГЕТИКА

УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА

БИЗНЕС

15 фактов об ЭКСПО

КУЛЬТУРА

Востребованность врача-цитолога в РК

 

The demand for physician cytologist

in Kazakhstan

 

Start of «Mini-EXPO-2014» in the Eastern Kazakhstan Province (EKP)

 

 

Электроэнергетика Казахстана:

состояние и перспективы дальнейшего развития отрасли

 

 

Сергей ТЕРЕЩЕНКО:

«Нашей идеологией должна стать экспансия…»

 

 

Старт «Мини-ЭКСПО-2014» в ВКО

 

Международные инновации в сфере образования и науки

 

 

Евро-Азиатский центр физики имени Нурсултана Назарбаева

 

 

Семейный бизнес: сказочная перспектива или реальная утопия?

 

 

15 фактов об ЭКСПО

 

 

Акмарал КАЙНАЗАРОВА –

«Индийский цветок» в Казахстане

 

Новые технологии в казахстанском кино

 

Слышать, читать, понимать

 

 

Мир красоты и здоровья

 

Новые технологии

в казахстанском кино

Если XX век можно назвать веком классического кино, то век XXI – это эпоха фэнтези. реальные герои заменены на вымышленных, а действие происходит где­то в иных мирах. Современным детям и подросткам этот мир кажется таким же реальным, как и тот, в котором мы живем. и все это благодаря кино, телевидению и компьютерным играм. Хорошо это или плохо – вопрос к психологам, а вот то, что именно такой продукт будет востребован подрастающим поколением – это факт. Поэтому возникает закономерный вопрос: готов ли Казахстан в технологическом и кадровом плане к созданию такого медиа­продукта?

 

 

 

Первая киносказка

 

Между последней казахстанской киносказкой советского периода «Бойся враг девятого сына» (1985 год) и первой, созданной в эпоху независимости – «Книга легенд: таинственный лес» (2012) прошло двадцать три года. Целое поколение, если не два выросло в Казахстане, которое не видело казахских киносказок. Режиссер картины «Книга легенд» Ахат Ибраев в нашем с ним интервью признался, что он не только казахских, но и российских сказок в детстве не видел, а вырос в основном на телеканале «Николодиум» и голливудских фильмах. Поэтому и свой фильм-сказку он решил делать в духе американских картин – «Властелин колец» или «Хроники Нарнии». Уклон в сторону Голливуда объясним еще и тем, что Ахат закончил американскую киношколу в Чикаго, где готовят режиссеров именно коммерческого кино.

История, рассказанная в фильме, такова: в роскошном доме живут два брата – Баха и Таха, у них хороший и состоятельный отец. Но вот беда – мама их умерла и в дом пришла молодая мачеха, злая и не любящая детей. Мальчишки, читая книгу, обретают веру в то, что если они пойдут в волшебный лес и найдут там дух своей мамы, то они смогут ее оживить. До этого момента в фильме все американское – и дом, и папа-миллионер, и даже гувернантка, обучающая детей английскому языку. Сделано это авторами фильма вполне осознанно. Мне кажется, тем самым режиссер хотел подчеркнуть, что наши олигархи выстраивают свой быт по западному образцу. А вот путешествие Бахи и Тахи в сказочную страну в поисках аруаха мамы режиссер старается наполнить персонажами тенгрианского толка – змей, волк, лебедь, – поскольку считает, что кино обязано рассказывать детям казахские сказки, чтобы у них с детства формировалось понимание своего бытия, своего сказочного пантеона героев.

Но у нас разговор не столько об идеологии, сколько о технологии. Для того чтобы снять такого рода фильмсказку, режиссеру пришлось для трети, если не половины картины создавать компьютерные персонажи. Сначала были сделаны полуметровые скульптуры сказочных героев, потом их анимировали, то есть заставили двигаться, а потом уже снимали фильм с учетом их вставки в изоб ражение. Только молодой режиссер, который ничего не боится и готов преодолеть все препятствия, мог взяться за такой проект с небольшим бюджетом. Сначала у него была идея всю компьютерную графику заказать в Мексике, благо там работает его сокурсник по чикагской киношколе, потом из патриотических соображений Ахат решил делать ее в Казахстане. Когда он в 2010 году начинал работу над фильмом CGI (компь ютерная графика) только начинала развиваться в Казахстане. Помню, как продюсер фильма «Рывок» Айдархан говорил мне: «Посмотрите, какая у нас компьютерная графика!». Не очень понимая, о чем идет речь, я наивно спросила: «Где?». Оказывается, в самом начале фильма на титрах была отрисована траектория движения баскетбольного мяча. Это, действительно, было очень красиво, но это всего лишь светящаяся линия, которая двигалась максимум 1 минуту. А тут надо полфильма снимать с компьютерными персонажами! На постпродакшн фильма «Книга легенд: таинственный лес» ушло почти два года и, наверное, только Ахат Ибраев знает, через какие сложности ему пришлось пройти. Однако именно он сделал этот технологический прорыв, доказав, что в Казахстане можно снимать киносказки с компьютерными героями! Вопрос только в том – захочет ли он вновь «войти в эту воду», зная, каких титанических усилий это стоит. Но самое главное – никто этих усилий не заметил! Прокат прошел очень скромно, рекламы почти не было. Не умеем мы гордиться своими первопроходцами.

 

 

 

Первый виртуальный фильм

 

Почти такая же участь в 2013 году постигла другой казахстанский фильм – «Джокер» Талгада Жаныбекова. Это фильм-фэнтези, почти полностью снятый на зеленом фоне. Что это означает? Действие фильма снималось в павильоне, а фон – интерьеры комнат, город – все отрисовывалось в компьютерной графике.

 

 

 

 

Сюжет картины сначала кажется криминальным, как «Город греха» Роберта Родригеса. Молодой человек по имени Чина хочет отомстить за смерть своего брата, но встречает на своем пути старика-философа, который, с одной стороны, открывает в нем сверхспособности, с другой стороны, объясняет, что чувство мести не есть самое лучшее в мире. Благодаря Диль-Дилю, так зовут старика, которого сыграл наш «шал» Ерболат Тогузаков, Чина познает виртуальные миры и становится просветленным, как Нео из «Матрицы». Картина «Джокер» сначала была полностью нарисована как комикс, и только потом снята как фильм. Стильный, со вкусом, современный фильм, да еще весь в виртуальном пространстве. Когда я в первый раз смотрела эту картину, то не могла поверить своим глазам! Это снято у нас, в Казахстане! В каком году была снята «Матрица»? В 2000? Вот это попытка создать отечественную «Матрицу». И то, что Талгад Жаныбеков снял фильм в 2013 году, говорит о том, что у нас разрыв в тринадцать лет. Понятно, что до голливудских масштабов нам далеко, но вот технологически мы к этому приблизились. А если учесть, что бюджет «Джокера» был в 100 раз меньше, чем у братьев Вачовски, то вообще все становится на свои места.

 

 

Опять же – только молодость и амбиции молодого человека позволили ему снять этот фильм.

Для развития компьютерных технологий у нас в сфере кино необходимо, чтобы каждый год в Казахстане снимались такие фильмы, как «Книга легенд: таинственный лес» и «Джокер». Для этого нужны не сверхусилия и амбиции отдельно взятых режиссеров, а нормально работающие инфраструктуры и компании, создающие CGI. А для этого нужны кадры.

 

 

 

 

Готовят ли в Казахстане специалистов по CGI?

 

Как ни удивительно – готовят. Правда, без особой рекламы, но уже не один год выпускники КазГАСА (Казахская головная Академия архитектуры и строительства) факультета дизайна делают свои дипломы с применением компьютерной графики. В принципе, во всем мире именно дизайнеры получают специализации – дизайнер компьютерных игр, график-дизайнер кино и телевидения и т. д.

Мне уже не один год доводится быть в комиссии по защите дипломных проектов КазГАСА, и прогресс в развитии специальности «Телевизионный дизайн» очевиден. Если пару лет назад это были простые фантастические зарисовки, где спецэффекты были показаны исключительно для перемещения человека в пространстве через портал или для создания прозрачного дисплея (к примеру, человек нажимает на ручные часы и из них появляется экран компьютера, что дает ему возможность быстро решать поставленную задачу), то в этом году короткометражные фильмы стали более осознанные. Приведу несколько примеров.

Работа Темирлана Нургазина «Чернила судьбы». Молодой человек, практически бомж, вспоминает эпизод своего детства, который сломал его судьбу – он показал свой рисунок учителю рисования, а тот, только что поругавшийся с женой, разорвал его творение. Мальчик приходит домой, разбрасывает краски, рвет свои работы и решает больше никогда не рисовать. Возможно, поэтому он впоследствии становится бомжем. Это сюжет, но фильм построен исключительно на спецэффектах. Главный герой вспоминает свое детство и сделано это так, как будто в зрачке мелькают отрывки воспоминаний. Потом через прием морфинг (трансформация не только лица, но и всей фигуры) молодой человек превращается в ребенка лет восьми, и этот ребенок наблюдает за ссорой учителя со своей женой (ребенок снят на фоне «зеленой комнаты» и потом это изображение вставлено в коридор школы). Когда жена учителя случайно задевает мальчика, мы видим, что он для нее невидим. Трансформировавшийся юноша наблюдает за конфликтом учителя с ним же маленьким, и после того как учитель разорвал рисунок мальчика, он склеивает его скотчем. Таким образом, герой, как бы вернувшись в прошлое, меняет его и в будущем становится не бомжем, а успешным художником или дизайнером, который живет в шикарной квартире. Такова 9-минутная короткометражка, в которой использовано порядка 20 спецэффектов. К тому же картина без слов, но с хорошо подобранной музыкой.

Фильм «Милая» Алисы Абеновой. Когда я смотрела эту картину, то вспомнила номинанта на «Оскара» этого года – фильм «Она» Спайка Джонса, где герой влюбляется в свою операционную систему. «Милая» в короткометражке Абеновой – микроволновка, которая досталась герою случайно. В фильме использована цветокоррекция, замедленная и ускоренная съемка, анимация, покадровая съемка на фотоаппарат и другие приемы, что в целом позволяет необычно рассказать историю парня, которого бросила девушка, и он остается один на один со своей микроволновкой.

Это примеры короткометражных игровых картин, в которых используются спецэффекты. Но также были дипломные проекты, где компьютерная графика носит вспомогательный, но чрезвычайно важный характер. Так, дипломная работа Татьяны Станишевской посвящена оформлению документального фильма. Она берет старинные фотографии и создает эффект псевдо 3D, то есть корректирует и делает объемными фотографии. Где-то оживает фон, где-то применяется анимация для оживления персонажей, или, скажем, появляются надписи, строки из письма. Вроде бы привычные вещи, которые мы не раз видели по каналу «Дискавери» в документальных фильмах, но у нас, к сожалению, компьютерные технологии не так хорошо развиты, и эти приемы почти не применяются в нашем документальном кино.

Оказывается, что и в стиле японского «аниме» могут работать наши студенты. Так, студентка Ахметова Камария создала для детей книжку-комикс «Повелитель снов», полностью нарисованную на профессиональном планшете. Удивительно красивая, зрелищная работа! Если добавить анимационное оживление картинок, то 58 иллюстраций могут превратиться в полноценный анимационный фильм.

Сильную дипломную работу представила Анастасия Малахова. Она создала 3D-Mapping проект на здание КБТУ на экологическую тематику. Там не только красивые пейзажи, но и история целого мифа, борьба добра со злом. Все действие разворачивается размером в огромное здание. Надо сказать, что 3D Mapping проекты, которые раньше показывались в Казахстане, создавались приезжими специалистами из Москвы. Только в последний год в Алматы появилась компания, где и работает Настя Малахова, профессионально занимаясь этой технологией. Кто следит за техническими инновациями, помнит наделавшую шума в городе этой весной презентацию в автосалоне. Содержание дипломной работы – это не только проект, но и расписанная технология, расчеты и, конечно же, творческая составляющая.

 

 

 

 

 

 

Уже не первый год в Академии делают дипломы на тему Motion Picture, то есть разрабатывают художественную среду будущей картины. В этом году студентка Агабекова Рысбала выбрала темой диплома эпос «Курманбек» и создала всю виртуальную среду: юрту, в которой родился батыр, 3D-коня, средневековый город и даже атмосферу сна Курманбека. Когда на защите ее спросили, почему реальность напоминает «Аватар» Камерона, она ответила, что таким ей видится сказочный мир. Главная проблема дипломников – маленькая мощность их компьютеров, поэтому вместо фильмов – короткометражки, но технологическую цепочку они проходят полностью.

Специальности «Дизайн компьютерных игр» в КазГАСА еще нет, но дипломники так же работают в этом направлении. Скажем, дипломница Петрова Елена создала игру по скандинавскому эпосу, а магистрант Абдрахманов Ильяс делает игру по железной дороге Великобритании XIX века. Отличие дипломных работ от магистерских только в том, что к магистерским проектам прилагается детальное исследование, анализ и описание технологии. Ильяс защищается в следующем году, и если него все получится, то можно будет на базе его работы открывать специальность «Компьютерные игры». И в этом нет ничего удивительного, потому что сегодня в КазГАСА графические специальности преподают ее же выпускники.

 

 

 

Чего не хватает для развития новых технологий кино?

 

 Прежде всего, соединения практической и учебной базы. «Казахфильм» нуждается в кадрах, КазГАСА их готовит. Необходимо, чтобы взаимодействие шло во время учебного процесса, например, съемки с применением спецэффектов студенты не из пальца должны высасывать, а учиться этому на практике. Это раз.

Конечно же, не хватает стажировок. Педагоги, обучающие телевизионному дизайну, а в будущем дизайну компьютерных игр, должны на семестр или на год ехать в передовые вузы Европы, Америки и Азии, где обучают по этим специальностям, и набираться опыта. Это два.

И третье – самое главное. Должна быть стратегия развития инновационных технологий в казахстанском кино. Что мы хотим через год, три, пять, через десять, двадцать лет. И согласно этой стратегии, этому четкому видению двигаться вперед. Все возможности, а это люди и еще раз люди, потому что техника только закупается и все, у нас есть.

 

 

 

Гульнара АБИКЕЕВА,

доктор искусствоведения

 

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

 

 

 

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА – ЭТО МУЗЫКА КОРОЛЕЙ

 

Государственный квинтет деревянных духовых инструментов является первым камерным коллективом азиатского континента, который был дважды приглашен на международный конкурс имени Анри Томази в Марсель (Франция), где завоевал почетный диплом среди ансамблей из Парижа, Берлина, Монако, Будапешта, Лиона и других городов.

 

КУЛЬТУРА

Читать

 

 

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КАЗАХСТАНСКОГО КИНО

 

Можно ли сказать, что казахстанское кино входит в тридцать ведущих кинематографий мира? Как определяются эти показатели – по кинопрокату, участию на кинофестивалях, поддержке государства, бюджетам и сборам фильмов?Об этом размышляет киновед, арт-директор кинофестиваля «Евразия» Гульнара Абикеева.

 

КУЛЬТУРА

Читать

 

 

 

ИСПОВЕДЬ: НАЕДИНЕ С СОБОЙ

 

Можно ли сказать, что казахстанское кино входит в тридцать ведущих кинематографий мира? Как определяются эти показатели – по кинопрокату, участию на кинофестивалях, поддержке государства, бюджетам и сборам фильмов?Об этом размышляет киновед, арт-директор кинофестиваля «Евразия» Гульнара Абикеева.

 

КУЛЬТУРА

Читать

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.