О нас

Рекламодателям

Контакты

нелегкий Путь

легкой ПроМышленности

 

На протяжении 25 лет, прошедших со времен распада СССР, легкая  промышленность Казахстана находилась, пожалуй, в самом тяжелом положении по  сравнению с другими  отраслями экономики. Предприятия закрывались, не выдержав  реалий трудного времени, сотрудники теряли рабочие места, а потребители за  четверть века успели позабыть о том, что одежда и обувь, которые продаются в  наших магазинах и на рынках, могут быть изготовлены на казахстанских  предприятиях, а не в Китае или Турции.

Что сейчас происходит в этой  отрасли в нашей стране?  С  какими проблемами  и трудностями сталкиваются производственники? На этот и многие другие  вопросы в интервью ответила президент Ассоциации предприятий легкой  промышленности Казахстана Любовь Николаевна ХУДОВА.

 

 

 

 

- Как свидетельствует мировая практика, легкая промышленность – одна из отраслей, имеющих высокую социальную направленность: она обеспечивает высокую занятость. сколько процентов населения РК занято в этой отрасли?

 

- В Казахстане она очень и очень маленькая – всего 13 000 человек.  А, например, в Индии, Китае и Турции в этой отрасли занято до 20% населения, в соседней Киргизии – до 30%. Поэтому многие страны уделяют особое внимание развитию легкой промышленности.

Китай до сих пор субсидирует продукцию легпрома (объем в ВВП – 12%), облегчая ее экспорт, способствуя занятости населения и пополняя госбюджет (до 25%). В Турции эти показатели не менее значительны: 10%, ВВП, 40% госбюджета. А в КР предприятия практически освобождены от уплаты налогов.

 

 

 

- Согласно статданным, в легкой промышленности РК за 2015 год на продажи продукции местных производителей пришлось всего 14%. все оставшиеся 86% – это импорт. кроме того, по данным министерства национальной экономики, за тот же 2015 год наша страна произвела продукцию на 356 миллионов долларов, тогда как импорта было завезено на 2,1 миллиарда. отчего складывается такая ситуация?

 

- Если оценивать ситуацию по итогам 2015 года в сравнении с 2014, то на 3,4% наблюдается рост объемов производства. Если в позапрошлом году удельный вес легкой промышленности составлял 0,3%, то уже по итогам 2015 года – 0,5%. Вроде маленькая цифра, но в то же время очевидно, что заметные шаги по увеличению объемов происходят.

Два с лишним миллиарда долларов импорта, о котором вы говорите, это только официальная статистика. По данным Всемирного банка, у нас ежегодно только теневой оборот составляет около двух миллиардов долларов. Это не декларированная, не сертифицированная продукция, которая заходит в Казахстан контрафактным, контрабандным путем. И если оценивать этот рынок, то он по объемам такой же, как и официальный импорт. Мы не против импорта как такового, мы за добросовестную конкуренцию. Пусть импортная продукция завозится в страну по официальным каналам, по официальным пошлинам.

 

#2 (14) 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ГИДРОГеология

HYDROGEOLOGY

Геология

ОБРАЗОВАНИЕ

Агросектор

Легкая промышленность

ТАРиХи ТҰлғАлАР

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

КУЛЬТУРА

Бизнес

МЕДИЦИНА

ПРОЕКТ

ИННОВАЦИИ

НАНОТЕХНОЛОГИИ

HI-TECH

СТАТИСТИКА

ОПЕРАТОР

БУДУЩЕЕ

Дулат Калитов, компания «Геотерм» «Инновации в гидрогеологии Казахстана»

 

Dulat Kalitov, company «Geotherm» «Innovations in hydrogeology of Kazakhstan»

 

 

Ждите революционного взрыва в геологии

 

 

Невозможное - возможно

 

 

Казахскому  институту картофелеводства и овощеводства – 70 Лет !

 

 

Нелегкий путь легкой промышленности\

 

 

ҚАЛИ ТОМПИЕВ

МЫС АЛЫБЫНЫҢ ТҰҢҒЫШ ҚYРЫЛЫСШЫСЫ

 

Кали Томпиев.

Первостроитель Медного гиганта

 

 

Музыка сердец: Forte music fest – 2016

 

 

Аблай Мырзахметов отчитался о работе «Атамекен»

 

ЕБРР выделил средства на программу «Женщины в бизнесе»

 

 

VIII конгресс кардиологов республики Казахстан

 

Кафе, где работают особенные люди

 

 

ПИТ представил центр компетенций ГМК

 

 

Мобильники можно заряжать от тела человека

 

 

Железные дороги станут пластиковыми

 

 

Казахстанцы стали меньше тратить на мобильную связь

 

 

Tele2 демонстрирует рост основных показателей

 

 

Отпуск через 30 лет

 

 

Благотворительное медобслуживание

от госпиталя «Кангнам Северанс»

 

Новое оружие против малярии

 

 

Предприниматели алматинской области подвели итоги

 

 

 

 

- Известно, что одной из основных проблем, которые сегодня стоят на острие вопроса – отсутствие на внутреннем рынке перерабатывающих предприятий.

 

- У нас есть хлопок, но очень мало предприятий, которые его перерабатывают. Радует, что на юге республики Указом президента создана свободная экономическая зона «Онтустик», главная задача которой – переработка хлопка, доведение до готовой продукции. Это ощутимая поддержка. Из производимой шерсти в нашей стране перерабатывается всего 14%, все остальное или бесследно исчезает незаконным путем, или продается за бесценок. А это такой продукт, который может позволить Казахстану занять одно из лидирующих мест на мировом рынке. У нас есть все предпосылки для этого.

 

 

 

- Какие казахстанские компании в отрасли легкой промышленности, несмотря на все экономические трудности и кризисы, выжили, окрепли, встали на ноги и сегодня активно развиваются?

 

- Продукция, произведенная в Казахстане,  конкурентоспособна по качеству, цене и дизайну, в первую очередь, на российском. Экспортные поставки  в Беларусь мы пока не организовали, потому что за все эти годы именно эта страна постоянно наращивала потенциал в области легкой промышленности. Сейчас белорусские предприятия производят пряжу, ткани, готовую продукцию, словом, все то, чего нет у нас. Тем не менее, на российском рынке мы вполне конкурентоспособны. Это очевидно хотя бы потому, что российские предприниматели проявляют огромный интерес к приобретению продукции в Казахстане, к тому, чтобы размещать заказы на наших предприятиях.

В настоящее время в нашей республике функционируют предприятия, деятельность которых может служить примером для подражания. Это ТОО «Казахстан Тексти-Лайн» – первый казахстанский бренд детской одежды Mimioriki, ТОО «КазСПО-N» – казахстанский бренд горнолыжной одежды ZIBROO, многим уже известная швейная  компания  «Семирамида», которая выпускает верхнюю  одежду под  новым брендом MANERA, производственная компания Inspiration, выпускающая женские колготки под брендом «Пэри».

 

 

 

- Что является перспективным направлением для развития легкой промышленности в нашей стране?

 

- Одним из востребованных сегментов, в котором покупатели отдают предпочтение нашей продукции, является школьная форма. Хотя если минимальный объем продукции оценить в 37,5 млрд тенге, то на долю наших компаний и в этом сегменте пришлось всего 7%, огромные деньги уходят в Китай, Кыргызстан и Турцию.

Для развития этого направления в республике имеются все предпосылки: увеличивается рождаемость; возрастают требования родителей  и школьников к качеству товаров; изменяется отношение к школьной форме. Более того, в феврале 2016 года издан приказ министра образования и науки по введению школьной формы. Наша Ассоциация  занимается этим проектом,  начиная с 2005 года. Практически  100% школьников  г. Алматы одеты в единую школьную форму. В этом году Ассоциация организовала и провела 3 форума-выставки и показа школьной формы в городах Астана, Павлодар, Алматы.

 

 

 

- У нашего общего рынка есть еще одна беда – нехватка нужных, профессиональных кадров. как обстоят дела в вашей отрасли?

 

- Сегодня в индустрии легкой промышленности есть рынок труда, но практически отсутствует рынок квалифицированных кадров. Более того, за те два десятка лет, что отрасль пребывала в бедственном положении, практически на нет сошел престиж профессии, и сегодня даже перспектива обучения на гранты не привлекает молодых людей осваивать профессии, необходимые на производстве. Дефицит специалистов ощущается на всех уровнях – от швей и наладчиков до конструкторов, дизайнеров и маркетологов. Очень не хватает на производстве, например, механиков по наладке швейного оборудования. Большинство из имеющихся специалистов – это пенсионеры, новые кадры практически не появляются, а на всех предприятиях сегодня устанавливают современное оборудование, требующее специальных знаний, ведь все практически роботизировано и автоматизировано.  В результате предприятия вынуждены приглашать специалистов с заводов-изготовителей и проводить подготовку кадров на местах. Но приглашенные специалисты уезжают, а в ходе эксплуатации проблемы с техникой возникают постоянно. Мы ведем переговоры с департаментом образования, сегодня есть гранты на обучение тех же механиков.

 

 

 

 

 

- В прошлом году ассоциация предприятий легкой промышленности казахстана инициировала проект QazBrands. На каком этапе данная инициатива сегодня?

 

- Разработанная в прошлом году по инициативе АПЛП программа QazBrands создавалась для продвижения товара на внутренние и зарубежные рынки. Программа представлена в министерстве по инвестициям и развитию  РК, но пока реализацию  не получила. Участники рынка уверены, что  у акиматов есть рычаги, которыми они могли бы воспользоваться, чтобы обеспечить более выгодные условия для размещения отечественных компаний на площадках ТРЦ. Сложность заключается в том, что при развитии собственной торговой сети казахстанским производителям приходится одинаково серьезно работать на двух фронтах: инвестировать в производство, в новые технологии и параллельно осваивать тонкости ритейла.

Развитие текстильной отрасли в Казахстане требует больших финансовых вложений, и если говорить об опыте успешных брендов, тех же Mimioriki, то их успех – это результат тяжелой работы, создания «фишек», которые отличали бы их продукцию, и все равно таким компаниям трудно конкурировать с теми же турецкими производителями. Создание собственных торговых марок в секторе FMCG, например, приносит более быструю отдачу, чем в текстильной отрасли. Но, несмотря на все вышеописанные сложности, у нас хороший задел и потенциал, главное – сообща решать все вопросы и стремиться к завоеванию сердец наших потребителей благодаря высокому качеству и своевременному удовлетворению их спроса.

 

 

 

Ирина Алекс

 

 

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

 

 

 

Метаморфозы моды:

«живые» бабочки на ярком платье

 

Создательницы этой красоты – сестры Эзра и Туба Четин. Вместе они создали собственную марку дизайнерской одежды Ezra+Tuba. Их новый проект – платье из роскошной жаккардовой ткани с вплетенными металлическими волокнами люрекса, которое украшено четырьмя десятками бабочек.

 

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Читать

 

 

 

ХУДОВА Любовь Николаевна

 

Президент Ассоциации предприятий

легкой промышленности РК.

 

ДОСЬЕ

Читать

 

 

 

Беспалова Галина Яковлевна Художник, который  все время поет

 

...В стенах, которые ее временно приютили, было холодно. Отопления не было, и она решила: пора комнату согреть! И запела. Оперу, романсы, народные, эстрадные... В комнате потеплело, а соседи подумали: «Певица».

 

КУЛЬТУРА

Читать

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.