#5 (5) 2014
СОДЕРЖАНИЕ
МЕДИЦИНА
MEDICINE
ТРАНСПОРТ и ЛОГИСТИКА
БИЗНЕС
ОБРАЗОВАНИЕ
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
АРХИТЕКТУРА и СТРОИТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРА
Азат Ильясовна Шибанова: «Международная интеграция ассоциации цитологов»
Azat Schibanova:
«International integration of the associations of cytologists»
Идти вперед, добиваясь позитивных перемен
Главная задача: обеспечить безопасность движения поездов
Не останавливаться на достигнутом
Достойное продолжение традиций
Трудовые будни путейцев
Как рождаются инновации
Алия Джарикбасова:
«В первую очередь быть человеком!»
Возобновляемые ресурсы: Государственная программа на длительную перспективу
Образ кратера в архитектуре как символ идентичности творчества и природной стихии
Связанные одной судьбой
Саят Досыбаев:
«Одеваемся в казахстанское!»
Марат Бисенгалиев –
Генератор музыкальных идей
Аслан Саринжипов: «В любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши…»
Марат Бисенгалиев –
Генератор музыкальных идей
В мире Марат Бисенгалиев известен как виртуозный скрипач и изобретатель в сфере музыки. Каждое его появление сопровождается очередным музыкальным ноу-хау – голограмма маэстро во время концерта в ГАТОБ им. Абая, вместо пюпитров тач-скрины, которые первыми в мире стали использовать музыканты западно-Казахстанского оркестра, совместный концерт с группой A-Studio. Его сотрудничество с композиторами Карлом Дженкинсом, Алмасом серкебаевым, Еркешем Шакеевым и многими другими авторами стало культурным явлением не только в музыке, но и в сфере шоу- и рекламного бизнеса. А выпущенная им книга «До… Ре...» вызвала широкий общественный резонанс. Иными словами, все, к чему прикасается маэстро Бисенгалиев, оставляет глубокий след и покрывается золотом.
В своем эксклюзивном интервью журналу «Новая Эра.kz» Марат Бисенгалиев рассказывает о том, как проводит отпуск, рассуждает об ЭКCПО и Олимпийских играх, делится секретами воспитания детей и самое главное – готовит очередное открытие.
– Отпуск для меня – это иностранное слово. Я не помню, когда специально брал отпуск. Обычно это деловые поездки, концерты, куда я также беру свою семью. А в этот раз мне удалось отправиться в отпуск вместе с семьей в Испанию. Я даже не взял свою скрипку и успел загореть.
Ваши взаимоотношения со скрипкой как с неким живым существом стали притчей во языцех. Как вы решились провести отпуск без инструмента?
– Я признаюсь, что играю не на одной скрипке. Время от времени они получают отдых, в зависимости от программы, концерта и страны. Например, скрипки Гальяно и Санта Джулиано брать в Мумбаи рискованно, потому что местный климат настолько влажный, что столетние трещины на инструменте дают о себе знать. Вообще «итальянцы» очень капризны, здесь более всего подходят выносливые «французы» XIX – XX веков. В Мумбае я играю на скрипке мастера Грюмо. А в основном предпочитаю скрипку Гальяно, которая принадлежит банку «Центркредит» и дана мне на то время, пока я играю. А играть я буду до конца (Смеется.).
На какой скрипке вы играли в Бразилии?
– На Гальяно. Там прекрасная погода и, конечно, замечательная публика. Некоторые залы с хорошей акустикой, что очень важно для хорошего звучания скрипки. Акустика сама по себе является инструментом. К сожалению, таких залов нет ни в Алматы, ни в Астане. Даже новых залах, которые построили в столице. Я попробовал играть в ЦКЗ «Казахстан», который возводили с учетом современных акустических технологий, но высокого качества звука не почувствовал.
А как же «Астана Опера»?
– В новой Опере я не играл, хотя мне рассказывали, что там такая же ситуация. В Мускате – столице Омана, построили красивейший оперный театр, имеющий акустику, созданную по последнему слову техники. Она настолько совершенна, что может творить чудеса техники. Например, я говорю инженеру из Англии, который постоянно живет в Омане, что у меня слишком много валторн, и он со своей командой меняет угол, создавая необходимый звуковой баланс. В Карнеги-холл такого нет. Иметь здесь подобный зал, который станет центром притяжения для лучших музыкантов и исполнителей мировой сцены, – это мечта!
За последние несколько лет вы побывали в Мексике, Бразилии и Колумбии. Что вас привлекает в этой части света?
– Точно так же, как Китай и Индия – это новый мир, новая экономика, новая волна, где сейчас происходят важные события. Экономика в этих странах набирает огромные темпы. Если посмотреть на тенденции Америки и Европы, где все идет по наклонной вниз, то там все движется круто вверх. Это страны, где сейчас надо быть и работать, добиваться каких-то концертов. Во-первых, свежее восприятие, новые слушатели, которые по-иному принимают, во-вторых, это и финансово выгодно.
Известно, что в период подготовки к чемпионату мира по футболу в Бразилии прошла волна демонстраций против проведения мундиаля. Основные аргументы выступавших – нищета и высокий уровень преступности в стране. Откуда же развитие и деньги?
– Понимаете, в любой стране есть люмпен-пролетарское мышление, которое присуще большой толпе. Я думаю, что ваш журнал рассчитан на людей, которые решают судьбу государства. Вся проблема стран, где произошли цветные революции, в том, что был потерян контроль и дана власть под влияние этой толпы, которая смела все на своем пути. Достаточно посмотреть на Египет, который революция отбросила на многие годы назад, та же Украина, где надо всем стоит толпа, не умеющая видеть перспективы и нацеленная на ближайшие материальные выгоды.
Достаточно посмотреть на судьбу моего Западно-Казахстанского симфонического оркестра, где люмпен-пролетарские настроения были поддержаны руководством, и они решили, что оркестр слишком дорого обходится области. Если мыслить этими категориями, тогда не надо иметь симфонический оркестр мирового класса, строить Тадж-Махал или Байтерек. Зачем тогда поддерживать команду «Астана», которая поднимает имидж Казахстана? Можно просто существовать. А в чем тогда смысл существования человека? Существовать или творить? Кем мы являемся: креативными личностями или животными? В чем различие? Это очень глубокий вопрос. Меня беспокоит люмпен-пролетарское мышление, способное захлестнуть страну и задеть людей, которые понимают и трезво смотрят на происходящее.
Если быть объективным, прошедший ЧМ по футболу и предстоящие Олимпийские игры поднимут Бразилию на небывалый уровень, в том числе бедные слои населения до уровня среднего. Это уже будет совсем другая страна, в которой будут решены многие проблемы. Им необходимо сейчас преодолеть трудности, потому что именно такие проекты и поднимают страну. Я считаю, что Олимпийские игры в Казахстане, в Алматы – это то, что нам необходимо делать. Это стоит огромных денег, но нам это необходимо для поднятия имиджа государства и повышения общего жизненного уровня.
Однако, как бы то ни было, у нас имеется печальный опыт проведения Азиады, по итогам которой выяснилось, что денег было украдено больше, чем вложено в развитие отечественного спорта.
– Я бы не стал так комментировать. Я уважаю мнения, озвучиваемые в Фейсбуке и других социальных сетях, о том, что зачем нам тратить такие огромные деньги на Азиаду, Олимпиаду и велокоманду «Астана», если там выигрывает какой-то итальянец ни слова не упомянувший о том, что выступает за Казахстан. Но в моем понимании, это самые лучшие инвестиции. Победа «Астаны» постоянно будет на языке, что в свою очередь даст нам возможность заявить о себе, а это развитие туризма, бизнеса и т. д. И мало кто, к сожалению, сегодня это видит. Там, где я сейчас живу – во Франции, маленькие детишки с удовольствием покупают майки с надписью велокоманды «Астана». Им нравится команда победителей, они любят цвет знамени Казахстана и с радостью носят наши майки. Это лучший пиар! Победа наших велогонщиков дала потрясающий эффект искры. Я уверен, что и Олимпиада, и ЭКСПО дадут Казахстану огромные плоды.
Вас можно назвать миссионером профессиональной музыки в мировом масштабе. Cкажите, чем конкретно вы занимались в Колумбии?
– Есть интерес в том, чтобы я больше работал в Колумбии, мне предлагают взять руководство над местным оркестром. Вопрос в том, сколько это займет времени. Мне надо правильно распределить время, понять, кому больше уделить внимания: Алматинскому симфоническому оркестру, остро нуждающемуся во мне, Индийскому симфоническому оркестру, переживающему сейчас огромный рывок и мне жалко его бросать, или выделить больше времени и внимания колумбийским проектам, где созданы очень хорошие условия. Несмотря на известную репутацию, Колумбия – очень хорошо развитая страна с прекрасными людьми. Кстати, все разговоры относительно наркотиков и прочего, на мой взгляд, пропаганда, созданная по непонятным мне причинам, потому что ничего этого я там не видел.
C какими оркестрами вы там работали?
– Оркестры в Боготе и нескольких маленьких городках с населением больше миллиона (Смеется.). Колумбия – это маленькая страна с населением более 50 миллионов человек. Что интересно, в каждом городе есть профессиональный оркестр. Это свидетельствует об огромном интересе к классической музыке. Но с традициями надо что-то делать, и в этом смысле они видят таких специалистов, как я. Я был в Новой Зеландии – это настолько красивая страна, что хочется там остаться. В Колумбии тоже хочется остаться. Большой вопрос: где больше хочется быть? Но больше всего хочется быть в Алматы и сделать по максимуму, только здесь очень непросто работать, очень много системных проблем. Система такова, что планировать мероприятия за год вперед очень сложно. Например, я не могу зарезервировать тот же оперный театр или другой престижный зал, потому что за неделю до концерта его могут забрать. Это сильно выбивает. Но я не люблю говорить о негативе, потому что он есть везде. С другой стороны, здесь хорошо работать, все-таки у нас много традиций струнной игры. И самое главное, здесь все родное, здесь моя мама, родственники, старые друзья.
Именно по этой причине вы снова приехали в Алматы?
– Оказался здесь совершенно случайно. Поступило предложение записать музыку. Сначала я отнесся к этому с большим скептицизмом, потому что поступает очень много предложений записать казахскую музыку. Композиторов, в отличие от исполнителей, очень мало, а композиторов от Бога – считанные единицы. Музыка самоучки по имени Сайраш оказалась от Бога. Я увидел некое зерно и решил, что стоит приехать в Алматы и сделать запись. Его никто не знает, но я решил взяться за него, мне показалось, что его музыка будет иметь успех. Через некоторое время, когда я презентую сначала его альбом, а потом концерт, думаю, о нем заговорят. Точно так же, как это было, когда я решился на сотрудничество с Еркешем Шакеевым. Услышав его музыку, написанную не для попсы, а по канонам классического жанра, я понял, что из этого можно что-то сделать и это соответствует моим взглядам.
С Сайрашем я познакомился во время записи на студии Саши Шевченко. Композитор-самоучка, который даже не читает ноты. Он говорит, что ему приходят в голову мелодии извне, а он их проводник. Конечно, Саша Шевченко помогает ему сделать какие-то сэмплы (sumple – небольшой оцифрованный звуковой фрагмент, – прим. авт.). Затем я отдаю их аранжировщику, который переводит их в ноты для оркестра. Есть, конечно, команда, которая все это делает возможным, но самое главное в композиторе – дар, а этим не каждый обладает. Даже у хорошего аранжировщика нет композиторского таланта к мелодике, и это их отличает. Конечно, будет очень много комментариев, ухмылок по поводу Сайраша, можно ли его назвать композитором, поскольку у него нет специального образования – он не заканчивал консерватории и не знает нотной грамоты.
Надо отметить, что вы умеете находить и вытаскивать на свет необычные явления. Чем вы объясните этот факт?
– Это интуиция. Может быть, потому что я Рыба. А может, потому что Тигр по гороскопу, который способен на какой-то риск. Я доверяю своему внутреннему чутью и в то же время я очень осторожен и включаю здравый смысл. Допустим, пойти на то, чтобы сыграть с группой А-Studio – это тоже смелый проект, и Байгали, и я рисковали своей репутацией. Но в какой-то мере эта комбинация сработала.
Интересная история и с Еркешем Шакеевым случилась. ведь он оказался на гребне популярности как композитор-песенник, а вы его открыли как классического композитора. Как у вас это получилось?
– Я тут ни при чем, он сам открылся. Еркеш всю жизнь писал классическую музыку, а я просто помог ему раскрыться. Сам он не считает себя песенником, а песни писал, чтобы прокормить свою семью. За этим делом он мучился, уходил в депрессию. Когда у него появилась возможность писать для Лондонского симфонического оркестра, для меня (теперь хочет писать для Андреа Бочелли и других серьезных певцов), он загорелся. Сейчас Еркеша не узнать, происходит полная реализация его творческого потенциала. Я счастлив, что он наконец-то вышел из этого тягостного состояния и делает то, о чем мечтал всю жизнь. Сайраш как-то сказал мне: «Ты – счастливый человек, 52 года занимаешься любимым делом, а я счастливый только последние три года» (Смеется.).
Я вижу, что Еркеш более счастлив сегодня, а не тогда, когда он писал хиты. Он открыто говорит о том, что поп-музыка – это чисто коммерческая профанация, классическая музыка не для большинства, а для людей, которые по-настоящему могут общаться с Богом. Наша с ним встреча сама по себе интересна. Он – известный композитор, но не имел человека, который помог бы ему раскрыть эти двери, а у меня не было такого талантливого человека.
Известно, что отцы больше волнуются за своих дочерей, желают, чтобы их путь был устлан розами и даже прикладывают к этому максимум усилий. Как на заботу реагирует ваша взрослая дочь Арухан?
– Я считаю, что детей надо отпускать в свободное плавание и своевременно перестать помогать им, финансово подкармливать. Добиться успеха ребенок может посредством теории голода, когда будет прижат к стенке и проявит свои качества. До определенного возраста я помогал Арухан. В какой-то момент она сказала, что я, как отец, должен давать ей деньги и пр. Тогда я подумал: «Неужели я буду ей так помогать до 40 – 50 лет?». Я посмотрел на многих людей, в том числе мультимиллионеров Билла Гейтса, Лоусона, которые открыто сказали, что их дети всего должны добиваться сами, и отрезал финансирование. Она долгое время со мной не разговаривала. Но когда вдруг стала получать роли (сыграла в фильмах Glasgow Girls на телеканале BBC и Anna Karenina, сейчас получила еще две роли), видимо, мои бойцовские гены сработали. Здесь либо тонешь, либо начинаешь всплывать, среди акул становишься тоже акулой. Сейчас она выживает благодаря тому, что я отрезал финансирование.
Арухан без пяти минут невеста. вы уже готовы к этому?
– Я не думаю, что она без пяти минут невеста. Уверен, что замужество в ее планы не входит, она нацелена на карьеру и соберется замуж глубоко за тридцать, как ее мама (Смеется.).
Гульназ КЫДЫРОВА
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»