Как решить вопрос дефицита электроэнергии в Казахстане
В марте текущего года главе государства должен быть внесен доклад по срокам строительства и размещения четвертого нефтеперерабатывающего завода и атомной электростанции. Об этом 21 января рассказал министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев. Причиной оперативной работы над проектами стал наказ правительству от Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по вопросу строительства энергетических объектов в ежегодном обращении к народу Казахстана.
«Потребность в дешевой атомной энергии в обозримой перспективе развития мира будет только расти. Казахстан – мировой лидер в добыче урана. Мы должны развивать собственное производство топлива для АЭС и строить атомные станции. Правительству до конца первого квартала текущего года следует решить вопросы по размещению, источникам инвестиций и срокам строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода и атомной электростанции», – говорится в послании президента Казахстана.
Вопрос строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода скорее риторический, поскольку речь об этом идет все годы независимости. Пока в правительстве не определились ни с местом, ни с точными сроками строительства нефтеперерабатывающего завода. Известно лишь, что по замыслу властей к 2025 году казахстанские НПЗ должны полностью обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми экологическими стандартами. Что же касается инвесторов, то интерес проявляли инвестиционные компании Китая, Словении и Казахстана.
В атомной энергетике определенности пока тоже нет. Вопрос строительства АЭС по факту рассматривается с 2006 года. Правительство Казахстана приняло постановление о подготовке строительства АЭС в Мангистауской области в 10-ти километрах от Актау на базе бывшего атомного энергокомбината (МАЭК), работавшего на быстрых нейтронах. Для начала работы над реактором проектируемой станции был выбран российский проект ВБЭР-300. Затем последовал новый анализ для выявления того, окажется ли достаточной мощность АЭС в 300 МВт для Казахстана. Правда, тогда на этом все переговоры приостановились.
Вновь переговоры о строительстве АЭС возобновились в начале 2013 года, когда Нурсултан Назарбаев поручил главе «Казатомпрома» вплотную заняться вопросом строительства атомной электростанции. В середине прошлого года казахстанские и российские эксперты заговорили о том, что, возможно, главы России и Казахстана уже договорились о строительстве АЭС, причем якобы Россия готова не только профинансировать проект, но и поставить оборудование российского производства.
Похоже, что и с выбором технологий уже определились. Российский интернет-портал rusenergetics.ru сообщает, что в конце декабря прошлого года на IV Казахстанской международной выставке KazAtomExpo-2013 «Атомная энергетика и промышленность», проходившей в Астане, стало известно, что для возводимой в Актау АЭС в качестве одного из самых вероятных источников энергии рассматривается реактор типа ВБЭР-300 российского производства.
Однако есть и альтернативная точка зрения. Так, по мнению независимого эксперта в области атомной энергетики Олега Бодрова, форсировать строительство АЭС в Казахстане нет необходимости. «Казахстан обладает гигантскими ресурсами в области альтернативной энергетики – солнечная, ветровая, возобновляемые источники. Кроме того, строительство атомной станции предполагается не по своему проекту, а по проекту, предлагаемому российской атомной отраслью. Это означает, что Казахстан фактически становится зависимым от каких-то технологических решений, которые предлагает другая сторона. Поэтому здесь стоит задуматься и об обременениях этого проекта», – считает эксперт.
Где строить будем?
«Окончательного решения пока нет. Но была промежуточная правительственная комиссия, на которой заслушивали три региона, в том числе и Мангистаускую область. Выступил аким Алик Айдарбаев, привел доводы, и теперь кандидатура Актау на строительство АЭС больше не будет рассматриваться», – цитирует «Интерфакс-Казахстан» Михаила Бортника, депутата сената парламента Казахстана.
Но сути вопроса это не меняет. Чиновник назвал другое возможное место строительства – город Курчатов в Восточном Казахстане. По сути, на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона. Для Семея и Курчатова это возможность запустить на полную мощность строительные заводы – цементный и силикатный, которые и раньше строились с учетом работы на атомную промышленность. Кроме того, рассматривается вариант строительства станции в поселке Улькен на побережье Балхаша.
Цена вопроса
«В мире с 50-х годов XX века работают 442 реактора. На апрель 2011 года только две аварии оценены по максимальному, 7-му уровню (Чернобыль и «Фукусима-1»), и одна по 6-му (авария на ПО «Маяк»). За всю историю атомной энергетики в авариях на АЭС погибло где-то 475 человек. На угольных станциях – на порядок больше.
Реактор ВБЭР-300 является совместным казахстанско-российским проектом. Его сегодня используют на ледоколах и на судовых реакторах. Уровень безопасности реактора, который стоит на движущемся объекте или на ледоколе, на порядок выше, чем у стоящего на стационарном здании. Это реактор, рядом с которым люди работают. Атомная подводная лодка «Курск» взорвалась из-за взрыва торпеды, а реактор, согласно сведениям норвежских экспертов, был безопасен.
АЭС стоит около 2 млрд долларов, топливная составляющая – 20 – 30 млн долларов ежегодно, стоимость вывода из эксплуатации – около 300 – 500 млн долларов. Газовая топливная станция (ГТС) стоит около 700 млн долларов, топ- ливная составляющая – 150 млн долларов (при стоимости газа 150$). Топливная составляющая за 60 лет: АЭС – 1,5 млрд долларов, ГТС – 9 млрд. долларов», – такого мнения придерживается представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане, политолог Марат Шибутов, высказанного на«круглом столе», который проводился Казахстанским институтом политических решений.
«Атомная отрасль выполняет свою функцию в рамках всех энергетических отраслей Казахстана, обеспечивая экологическую, техническую компетентность в этой области. Игнорировать факт, что в мире генерируется более 15% объема общей энергии в этой сфере, нельзя и неразумно. Мы, стремясь на глобальный рынок, должны владеть этими компетенциями. Тем более предпосылки в виде огромного доступа к очень дешевому эффективному сырью есть.
Входя в глобальное общество, невозможно отказать стране в научно-технологическом развитии. При этом необходимо ужесточить требования безопасности и сделать для общества максимально открытой информацию обо всех инцидентах, чтобы вся технологическая мощь мира могла как можно быстрее прийти в качестве конструктивной помощи там, где эти инциденты могут иметь место.
Небольшое уточнение: в обществе бытует мнение, что основной вред идет от радона, при этом люди едва ли понимают, что концентрация радона гораздо больше в пластовых водах и газах, сопутствующих угольным и нефтегазовым месторождениям, чем при эксплуатации АЭС», – считают специалисты Института высоких технологий при НАК «Казатомпром».
#1 (1) 2014
СОДЕРЖАНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕДИЦИНА
MEDICINE
СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР
ТРАНСПОРТ
ЭНЕРГЕТИКА
УПРАВЛЕНИЕ
АРХИТЕКТУРА
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
КУЛЬТУРА
Ғылым түйініндегі жаңалық
Открытия на стыке наук
Discovery at the juncture of science
Introduction of modern technologies in clinical cytology for cancer screening in the republic of Kazakhstan
Внедрение современных технологий в клинической цитологии для скрининга рака в Казахстане
Новые технологии: продукция высокого качества
Инновационный Казахстан:
Итоги и перспективы развития
Экономике – деньги, людям – заботу
Стандарты нового времени
Как решить вопрос дефицита электроэнергии в Казахстане
«Урановая империя» Казахстана
Освоение целины – локомотив развития сельской электрификации Казахстана
Бизнес больших возможностей
К методологии энергоанализа в энергоменеджменте
Нуржан АЛЬТАЕВ:
«Вместе мы быстрее решим проблему»
Инновации в градостроительстве
Каршыга Актуреева
История успеха
Камерная музыка – это музыка королей
Ляззат Маралбаева:
"Мои картины ведут меня по миру"
Возрождение национальной традиции: древнее мастерство беркутчи
Успешное решение намеченных задач
Мифы об АЭС
Один из основных мифов – это страх повторения Чернобыля или «Фукусимы-1». На самом деле, все объекты и ситуации разные и уравнивать их нельзя. Во-вторых, самая страшная катастрофа действительно случилась на Чернобыле, но счет реально умерших на ЧАЭС во время аварии не идет даже на сотню – десятки человек. Вообще же за всю историю АЭС в авариях, связанных с радиацией, погибло менее 500 человек, а в Казахстане таких аварий не было вовсе. Цифра в 500 человек по всему миру (и 0 по Казахстану) не идет ни в какое сравнение с количеством людей, умирающих ежедневно в авариях, больницах, криминальных случаях и т. д. Что касается «Фукусимы-1», то там реактор не сломался, а был залит водой во время цунами. Даже при теоретической возможности цунами на Каспии, на чем так настаивают«зеленые», стоит учесть, что глубокой является южная часть моря, а не северная, где располагается Актау. То есть там объективно не может возникнуть волна такой высоты, которая могла бы затопить АЭС.
Еще один миф – радиоактивное излучение. Это такая страшилка, суть которой многие не понимают, но боятся. На самом деле излучение можно получить, снимая рентген легких, летая на самолете, работая за компьютером и просто общаясь с другим человеком. Кстати, год работы за компьютером (доза облуче- ния – 1 мкЗв/час) вреднее, чем год проживания в радиусе 50 миль от АЭС (0,09 мкЗв/час). К слову, угольная ЭС дает больше облучения (0,3 мкЗв/час), чем АЭС. Что же до МБЯТ, то наглухо запаянные бочки не дают излучения.
На мифе (штампе или невежестве, даже непонятно как назвать), позволяющем путать ядерное топливо с радио- активными отходами, не будем даже останавливаться: наверное, это какая-то точка невозврата, если для человека уголь (топливо) и зола (отход) – одно и то же.
Хотелось бы отметить, что, по прогнозам ученых, с 2015 года дефицит электроэнергии будет ощущаться как в целом по Казахстану, так и в отдельных регионах. Необходимая суммарная мощность новых станций для устранения нехватки электроэнергии может составить около 6600 мегаватт к 2030 году, поэтому строительство АЭС в Казахстане – реальная возможность решить вопрос дефицита электроэнергии в будущем.
Андрей Князев
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
К методологии энергоанализа
в энергоменеджменте
Одной из основных составляющих развития инновационной экономики является энергоэффективность. Во всех развитых странах действуют программы, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.
ЭНЕРГЕТИКА
Читать
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»