Инновационный Казахстан:
Итоги и перспективы развития
Во всем мире решающим фактором повышения конкурентоспособности считаются технологические инновации. Казахстан, вступив на дорогу научно-технологического развития, принял ряд программ, в частности Государственную программу индустриально-инновационного развития (ГП ФИИР). Каких результатов удалось достичь за 4 года работы программы, как отразилась реализация инновационных проектов на жизни казахстанцев, где взять деньги на воплощение в жизнь дорогостоящих проектов и многом другом мы поговорили с первым вице-министром индустрии и новых технологий Альбертом Рау.
Альберт Павлович, Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития – проект, разработанный на долгосрочный период и нацеленный на создание конкурентоспособной индустрии. Какой экономический эффект достигнут за 4 года?
– Карта индустриализации Казахстана является одним из инструментов реализации ГПФИИР. До принятия Карты индустриализации отсутствовал единый и системный подход по проектам.
В реальном секторе экономики насчитывалось более 1000 инвестиционных проектов на сумму 27 трлн тенге. Работа по инвестиционным проектам велась разрозненно в министерствах, акиматах, институтах развития, национальных компаниях, оказание государственной поддержки не носило комплексный характер.
Реализация Карты индустриализации позволила пересмотреть подходы к работе с проектами – налажена система отбора и мониторинга, четко разграничена и закреплена ответственность.
За 4 года в рамках Карты введен 651 проект на 2,4 трлн тенге, создано более 67 тыс. постоянных рабочих мест.
Введенными проектами произведено продукции на сумму более 2,8 трлн тенге, в том числе за 2013 год – 1,2 трлн тенге, или 6,5% от общего объема промышленного производства.
Кроме того, за счет проектов Карты произведено 10,2% от общего объема обрабатывающей промышленности (602,3 млрд тенге от 5,9 трлн тенге).
Вклад проектов Карты в приросте ВВП за 9 месяцев 2013 года составил 0,8 процентных пункта из 6%.
Экспорт по проектам Карты за 4 года составил 133 млрд тенге.
В прошлом году введено 137 проектов на сумму порядка 400 млрд тенге, создано более 11 тыс. постоянных рабочих мест, в том числе:
■ Производство дорожных битумов на Актауском заводе пластических масс;
■ Строительство аффинажного завода в Астане;
■ Строительство сортопрокатного завода в Костанае;
■ Создание производства автомобилей марки SsangYong модели Nomad вКостанае;
■ Расширение производственных мощностей в АО «Химфарм» в Шымкенте;
■ Строительство нового ферросплавного завода в Актобе.
Формирование основы новой индустриальной политики страны требует изменений и в законодательной базе. Насколько проработан законодательный механизм сегодня?
– В рамках действующей Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010 – 2014 годы правовая база индустриального развития заложена в Законе РК от 9 января 2012 года № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Законом в полной мере предусмотрены нормы о понятии субъектов индустриально-инновационной деятельности, мерах государственной поддержки этих субъектов, компетенции правительства, государственных органов, местных исполнительных органов и др.
В настоящее время проводится работа по разработке второй пятилетки индустриализации. В рамках этой работы будет проработан вопрос дальнейшего совершенствования законодательства.
Традиционно в казахстанской экономике лидировали нефтегазовый и горнорудный секторы, а обрабатывающая промышленность считалась аутсайдером. Сохраняется это положение до сих пор или наметились новые тенденции?
– С 2008 по 2012 год реальный рост ВВП составил 122,5% (с 16,1 до 30,3 трлн тенге), номинальный – 14,2 трлн тенге, рост объема валовой добавленной стоимости (ВДС) несырьевого сектора – 123,4% (с 11,8 до 21,9 трлн тенге).
Аналогичные тенденции отмечаются и в 2013 году. За январь-июнь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. реальный рост ВВП составил 105,1% (с 12,5 до 14,2 трлн тенге).
За январь-сентябрь 2013 года ВДС несырьевого сектора составила 16545,5 млрд тенге.
Начата диверсификация экономики за счет ускоренного развития обрабатывающей промышленности. С началом реализации ГПФИИР темпы роста обрабатывающей промышленности опережают темпы роста сырьевого сектора экономики.
Реальный рост объемов производства в обрабатывающей промышленности в 2012 г. к 2008 г. составил 120,5%, в горнодобывающем секторе – 116,5%. По объему ВДС в обрабатывающей промышленности с 2008 по 2012 год реальный рост составил 122,3% (с 1,8 до 3,4 трлн тенге).
Рост ВДС отмечается во всех отраслях, на которых правительством был сделан акцент: в фармацевтике – 191,6%, машиностроении – 151,7%, производстве стройматериалов – 130,6%, химической промышленности – 122,1%, металлургии – 111,5%, легкой промышленности – 105,1%.
В 2013 году данная тенденция продолжилась. В январе-октябре 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. реальный рост объемов производства по отраслям составил: в машиностроении – 114,9%, производстве прочей неметаллической минеральной продукции – 111,1%, химической промышленности – 103,1%, фармацевтике – 101,7%.
За январь-сентябрь 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. реальный рост ВДС – 100,5% (2 481,8 млрд тенге).
Производительность труда в обрабатывающей промышленности растет с опережением плана. Уже по результатам 2012 года индикатор по сравнению с 2008 годом вырос в 1,7 раза, превысив запланированный ГПФИИР уровень к 2015 г. в 1,5 раза. По отраслям наибольший рост наблюдается в фармацевтической промышленности – 3,2 раза, производстве стройматериалов и химической промышленности – 2,3 раза, машиностроении – 2,1 раза, металлургии – в 1,8 раз, легкой промышленности – в 1,5 раза.
В 2013 году данный показатель составил 57,5 тыс. долл. США/чел.
Как изменилась динамика инвестиций, направляемых в обрабатывающую промышленность РК?
– За 9 месяцев 2013 года в Казахстан привлечено прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в объеме 18,1 млрд долларов США.
В обрабатывающей промышленности с 2010 года, с начала реализации ГПФИИР, было привлечено 13,5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций (за 9 месяцев 2013 года объем ПИИ составил 2,2 млрд долларов США). Это составляет около 70% от всех прямых инвестиций в обрабатывающую промышленность, начиная с 2005 года.
Успешно функционирует национальный инвестиционный сайт invest.gov.kz на 12 языках, на котором размещена информация о ведении бизнеса в стране.
Для автоматизации процесса привлечения инвестиций разработана в режиме он-лайн База данных иностранных инвесторов и инвестиционных проектов www.baseinvest.kz.
В прошлом году на расширенном заседании Правительства Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал некоторые проекты, включенные в Карту индустриализации, а также посетовал на то, что много продукции, производимой на индустриальных предприятиях Казахстана, практически не востребовано. В частности, было отмечено 35 проблемных проектов. Насколько ужесточились требования к проектам в рамках ФИИР сегодня? Какие конкретно требования в итоге предъявляются?На ваш взгляд, в чем причины проблемной реализации проектов?
– Первый этап реализации Карты пришелся на кризисный период и наиболее эффективной мерой на тот момент была поддержка всех бизнес-инициатив, уже сформировавшихся в стране. Эта работа в целом успешно доведена до логического завершения.
На втором этапе мы ужесточили правила отбора проектов, систематизировали мониторинг, усилили работу на уровне центра по реализации стратегических проектов, регионам переданы необходимые полномочия.
В 2012 году утверждены Правила включения проектов в Карту (ППРК № 675 от 25.05.2012 г.). Упор сделан на инновации, энергоэффективность, высокие переделы, конечную продукцию, их взаимоувязанность со схемой размещения производительных сил и отраслевыми программами развития.
Согласно Правилам, экспертиза проектов проводится на региональном и отраслевом уровнях.
На региональном уровне проекты рассматриваются на предмет соответствия программным документам развития соответствующего региона, степени проработанности коммерческой части информации по проекту, наличия основных стартовых условий реализации проекта, проработанности инфраструктуры, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, показателя рентабельности.
Отраслевой государственный орган по каждому проекту проводит отраслевую экспертизу, включающую анализ по следующим критериям: стратегическое значение в масштабе страны, сбалансированность с другими проектами и производствами, инновационная составляющая в технологии производства, экспортоориентированность или импортозамещаемость, отраслевые разрешительные документы, производительность труда.
Отраслевая экспертиза рассматривает проекты на предмет соответствия отраслевым приоритетам, определенным ГПФИИР и отраслевыми программами развития.
Что касается проблемных проектов, год назад их было 35. Основные причины – сезонный характер производства, проблемы со сбытом, недостаток финансирования.
К каждому проблемному проекту мы подошли индивидуально, в результате – 25 проектов заработали.
Сейчас осталось 10 проблемных проектов. Все они региональные. По каждому есть конкретный план.
Какие проекты планируется реализовать в 2014 году?
– В 2014 году запланирован ввод 130 проектов на сумму порядка 750 млрд тенге с созданием 13 тыс. постоянных рабочих мест, в том числе:
■ Рельсобалочный завод в Актобе;
■ Сернокислотный завод в Степногорске;
■ Цементный завод в Мангистауской области;
■ Производство cиловых трансформаторов в Уральске;
■ Ветряная электростанция мощностью 45 Мвт в Акмолинской области;
■ Строительство установки прокалки нефтяного кокса в Павлодаре.
Какой объем финансовых средств выделен на реализацию проектов в рамках ГПФИИР в текущем году?
– Карта индустриализации является инструментом мониторинга индустриально-инновационных проектов. Основная часть проектов реализуется частным бизнесом без участия государственных средств.
Напрямую из средств государственного бюджета реализуется всего19 проектов (2%), из средств АО «ФНБ «Самрук-Казына» – 30 проектов (3%). В основном, это крупнейшие инфраструктурные проекты:
■ Западная Европа – Западный Китай;
■ ж/д линии – Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь, Жетыген – Хоргос,
Узень – гос.граница с Туркменистаном;
■ Энергетика – Балхашская ТЭС, Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2.
Таким образом, основная часть индустриальных проектов Карты реализуется за счет частных средств – 95% от количества всех проектов Карты.
#1 (1) 2014
СОДЕРЖАНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕДИЦИНА
МЕДИЦИНА
СТРОИТЕЛЬСТВО
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР
ТРАНСПОРТ
ЭНЕРГЕТИКА
УПРАВЛЕНИЕ
АРХИТЕКТУРА
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
КУЛЬТУРА
Ғылым түйініндегі жаңалық
Открытия на стыке наук
Discovery at the juncture of science
Introduction of modern technologies in clinical cytology for cancer screening in the republic of Kazakhstan
Внедрение современных технологий в клинической цитологии для скрининга рака в Казахстане
Новые технологии: продукция высокого качества
Экономике – деньги, людям – заботу
Стандарты нового времени
Как решить вопрос дефицита электроэнергии в Казахстане
«Урановая империя» Казахстана
Освоение целины – локомотив развития сельской электрификации Казахстана
Бизнес больших возможностей
К методологии энергоанализа в энергоменеджменте
Нуржан АЛЬТАЕВ:
«Вместе мы быстрее решим проблему»
Инновации в градостроительстве
Каршыга Актуреева
История успеха
Камерная музыка – это музыка королей
Ляззат Маралбаева:
"Мои картины ведут меня по миру"
Возрождение национальной традиции: древнее мастерство беркутчи
Успешное решение намеченных задач
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
Альберт Павлович РАУ
В марте 2010 года назначен на должность первого вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
Осуществляет общее руководство деятельностью Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
Награжден Орденами «Достык» II степени, «Барыс» III степени, медалями.
ДОСЬЕ
Читать
ЭКОНОМИКЕ – ДЕНЬГИ,
ЛЮДЯМ – ЗАБОТУ
Нефтяная компания ТОО «САУТС-ОЙЛ» считается одной из успешных и динамично развивающихся предприятий в нефтегазовом секторе Республики Казахстан. В планах компании – повысить эффективность добычи нефти до максимального уровня и увеличить социальную заботу о людях.
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР
Читать
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»