О нас

Рекламодателям

Контакты

Инновации в России крупным планом

 

В последнее время обсуждение инноваций стало одной из самых популярных тем. Очевидным является тот факт, что без инновационной научной деятельности невозможно гармоничное развитие всех значимых отраслей производства. Как обстоят дела с инновациями в РФ?

 

 

 

 

Инновации в строительстве скоростных дорог

 

Сомневаться в актуальности данной проблемы не приходится. Состояние российских дорог давно уже стало притчей во языцех.

Строительство автомобильных дорог – это одна из главных областей строительной отрасли. И объясняется это тем, что протяженность дорог – значимый показатель экономического развития страны. Понимая это, государство ведет активную инвестиционную политику в дорожном строительстве. В 2012 г. на эти цели было выделено 414,4 млрд руб., а в 2013 г. эта цифра дошла до 450 млрд руб. В 2014 г. величины затрат на дорожное строительство составили до 473 млрд руб., а в 2020 г. запланировано до 863 млрд руб.

Согласно указу, подписанному в мае 2012 г. Владимиром Путиным, планируется активное привлечение иностранных инвесторов в дорожно-строительную индустрию. Ожидаемый приток инвестиций за 20152020 гг. достигнет 1,5 трлн руб.

Но, несмотря на это, общая протяженность строящихся, реконструируемых и ремонтируемых дорог в России крайне низкая. Все это свидетельствует о недостаточно высоком уровне проектирования, применяемых технологий, используемых материалов, машин и оборудования.

К примеру, на строительство одного километра четырехполосной дороги в России затрачивается в среднем $13 млн. Для сравнения, строительство такой же дороги в Бразилии обходится в 3,5 раза дешевле,  в США – в 2 раза дешевле, а в Китае – и вовсе в 4,5 раза (см. рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Средняя стоимость строительства 1 км четырехполосной автострады,

млрд долл. США

 

 

Но высокая стоимость не свидетельствует о качестве пресловутых русских дорог, эксплуатационные показатели которых не выдерживают никакой критики. Поэтому сегодня активно ведутся работы по созданию технологического регламента дорожного строительства, что предполагает выход России на более высокий управленческий и технологический уровень в дорожной индустрии.

«Не секрет, что во многих случаях бизнес эффективнее государства, – отмечает Александр Носов, зампред правления по инвестиционной политике и корпоративному развитию госкомпании «Автодор». – Поэтому цели, которые преследует государство при реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) – это не только привлечение частного капитала, но и управленческих технологий, и ноу-хау бизнеса».

В связи с многовариантностью решений при строительстве сложных объектов дорожной инфраструктуры (мостов, развязок, тоннелей и пр.) технологии и опыт бизнеса, базирующиеся на нетривиальных и современных технических подходах особенно востребованы. Так, на Западе крупные проекты последних лет в дорожном строительстве – виадук Мийо во Франции, мост между Швецией и Данией – строились на условиях подобного партнерства.

Одним из пилотных проектов является строительство объекта федерального значения: скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург (М-11) (см. рис. 2), призванной соединить столицу РФ с Санкт-Петербургом, крупнейшим транспортным узлом Северо-Запада России. Ввод в эксплуатацию скоростной автотрассы Москва-Петербург общей протяженностью 684 км планируется в 2018 году.

Рассмотрим на этом примере инновационные мероприятия, предпринимаемые при строительстве.

 

 

#5 - 6 (11 - 12) 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

FIRST-PERSON

КУЛЬТУРА

СОБЫТИЕ

Білім

Education

БЛАГИЕ ДЕЛА

ОПЕРАТОР

СОБЫТИЕ

Event

 

МЕДИЦИНА

MEDICINE

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

НАУКА

science

КУЛЬТУРА

ЛИТЕРАТУРА

ИСТОРИЯ

Бахыт НУРМАНОВ:

«Патриотизм и профессионализм – наши главные преимущества»

 

BAKHYT NURMANOV:  Patriotism and professionalism are our main advantages

 

 

Караван дружбы и сотрудничества

«Китай – Казахстан»

 

 

Результаты Недели инноваций

 

Теле2 и фонд «Бауыржан» провели совместный пресс-тур в поддержку акции «Охота на мусор»

 

 

Tele 2 сделала ставку на рост EBITDA в III квартале 2015 года

 

 

Компания ASUS представила флагманский смартфон ASUSZenfone™

 

ASUS Presents ZenFone2: New flagship smartphone brings empowering luxury and ultra-thin ergonomic design

 

 

Корифей стоматологии Казахстана

 

The coryphaeus of Kazakhstan dentistry

 

 

Почему в мире угасает сланцевая революция

 

 

Биологическая безопасность – залог здоровья населения страны

 

Biological safety – guarantee of population health of the country

 

 

Дом  Чайного Мастера  – оазис  тишины в центре мегаполиса

 

 

Вещее предсказание Ак Абыза

 

 

Изобретения, появившиеся не в свое время и не получившие признания

 

 

Казахмыс начал промышленные испытания инновационной технологии

 

 

В КазНУ им. аль-Фараби открыла двери Инновационная академия Samsung

 

 

Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ Samsung Инновациялық академиясына есігін айқара ашты

 

 

Рис. 2. Проектируемая скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург

 

 

Новая скоростная магистраль пересечет территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов и пройдет по Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям, минуя населенные пункты.

Новый головной участок автодороги позволит решить многие транспортные проблемы столицы и области, обеспечит сквозной проезд к аэропорту международного класса Шереметьево, городам–спутникам столицы: Зеленограду, Химкам, Долгопрудному. Будут разгружены участки трассы М-10 «Россия», которые станут бесплатным дублирующим проездом.

Будущая трасса М-11 большей частью проходит вблизи существующей магистрали М-10 и пересекает ее на 58-ом, 149-ом, 257-ом, 331-ом, 545-ом километрах. Это позволит перенаправить транспортный поток с перегруженной на данный момент трассы «Россия» на новую скоростную магистраль.

Предполагаемые технические параметры скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург таковы: расчетная скорость движения – 150 км/час. В зависимости от этапов строительства количество полос движения будет увеличиваться с 4 до 10.

Предполагается строительство транспортных развязок различных уровней в количестве 36 шт., при этом развязки спроектированы по типу «клеверный лист», «труба», «двойная труба». Ширина полосы движения составит 3,75 м, ширина разделительной полосы – 6 м. Кроме того, планируется постройка искусственных сооружений в количестве 325 шт. (мосты, путепроводы, эстакады и т.д.). Новая автомагистраль будет освещаться по всей длине, включая транспортные развязки.

При проектировании и строительстве трассы М-11 будут применяться инновационные технологии европейского уровня. В первую очередь, усилия направлены на обеспечение безопасности и комфорта водителей. Будут использованы современнейшие инновационные решения, применяемые в международной практике. Например, слабые грунты будут укрепляться посредством армирования, при этом используется высокопрочный геосинтетический материал. Откосы высоких насыпей армируются объемными георешетками. Свайное поле имеет гибкий ростверк из геосетки повышенной плотности. Грунт цементируется путем частичного замещения слабого грунта на грунт с улучшенными показателями прочности.

Помимо этого, будут использованы дренажные системы, выполненные из новейших геокомпозитных материалов. Это позволит не только регулировать водно-тепловой режим, но и избежать заливания.

С целью соблюдения экологической безопасности будут построены специальные шумозащитные экраны и высажены зеленые насаждения.

При разработке проектных решений строительства путепроводов и мостов также используются современные разработки, конструкции и материалы. В частности, разработаны сборные железобетонные пролетные строения из многофункциональных балок, на пролетных строениях применена современная гидроизоляция, для железобетонных конструкций – новейшая антикоррозионная защита. Кроме того, в проектной документации нашли широкое применение армогрунтовые конструкции.

Современные энергоемкие барьерные ограждения, материалы для нанесения дорожной разметки, установка дорожных знаков и указателей также будут способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Для лучшего и своевременного информационного обеспечения участников дорожного движения в разделе АСУ ДД применены табло переменной информации и многопозиционные указатели.

Использование современных моделей дорожно-строительной техники и передвижных асфальтобетонных заводов призвано уменьшить сроки и снизить себестоимость сооружения. Транспортировку асфальтобетонных смесей рекомендуется производить на транспорте, способном поддерживать температуру на всем пути следования.

Строительство автомобильных дорог с применением инновационного подхода, по мнению отраслевых специалистов, войдет в обиход наряду с созданием системы отбора инновационного продукта и его исследования, развитием соответствующей нормативной базы и отслеживанием результатов внедрения инноваций. Анализ результатов внедрения инноваций – обязательное и необходимое условие оценки эффективности применения новшеств как с экономической точки зрения, так и точки зрения российских климатических и эксплуатационных условий применения. Развитие испытательной инфраструктуры отрасли позволит целенаправленно изучать рынок инновационных технологий с анализом результативности той или иной инновации в России.

 

 

 

 

ИННОВАЦИИ  В  АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ

 

Закономерным продолжением темы инноваций дорожного строительства является вопрос инноваций  в автомобилестроении.

Во всем мире вопросы экологии выходят на первый план. В связи с этим появляется повышенный интерес к «зеленому» тренду в автомобилестроении. На этой волне и растет популярность автомобилей нового вида – гибридов и электромобилей. При этом западный производитель также задумывается о снижении зависимости от нефти и цены на нее. Россия с ее богатыми нефтяными месторождениями еще мало беспокоится об этом новом направлении автомобилестроения. И, несмотря на некоторые наработки, вопрос о гибридном автомобиле в стране обстоит несколько иначе, чем в Европе.

Существует два основных понимания сложившейся ситуации. С одной стороны, настороженность по отношению к любому транспорту, кроме традиционного с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). С другой стороны, присутствует оптимистичный взгляд на скорую «гибридизацию» автомобильного рынка.

Оптимисты опираются на увеличение продаж гибридов, совмещающих преимущества ДВС и электродвигателя (ЭД). Эта практика получила распространение в Японии. Российские сторонники гибридных автомобилей также убеждены, что их использование способно значительно улучшить экологическую обстановку. Понимание автомобилистами плачевной экологической ситуации должно привести к росту продаж таких машин.

Вторая сторона, также апеллируя к мировому опыту, отмечает, что гибридным автомобилям не удалось закрепиться ни на европейском, ни на американском рынках. Кроме того, российские гибридные автомобили отличаются более выраженными недостатками, типичными для конструкции при нивелировании положительных сторон.

Развитие инновационных производств в России сдерживается экономией в сфере НИОКР. По данным статистики, потребность инновационных проектов в инвестициях более $15 млрд ежегодно, при выручке около $40 млрд (2011 г.). При таких пропорциях инвестиционные программы являются неподъемными. Поэтому российские автопроизводители продолжают ориентироваться на классический автомобиль.

 

 

 

 

 

 

 

В 2011 г. в РФ было продано около 3 тыс. гибридных автомобилей, 2074 из них – автомобили Lexus, Toyota Prius. Также на российском рынке представлены гибридные автомобили следующих моделей: Mercedes S400, Mercedes ML450, BMW Active Hybrid 7, BMW X6, Toyota Prius, Porsche HybridRS и Cadillac Escalade Hybrid. Для России доля «гибридов» в общем объеме продаж автомобилей не превышает 1%. По оценкам экспертов, в ближайшие годы российский рынок таких авто вряд ли превысит отметку 2-3%, если ассортимент не будет расширяться.

 Россия пока не имеет реализованных проектов производства гибридных автомобилей, соответственно, о какой-либо конкуренции с зарубежными производителями говорить рано.

Еще в 2010 г. компанией Nielsen было проведено исследование, посвященное потребительскому восприятию гибридных автомобилей среди автовладельцев. Уже тогда уровень заинтересованности целевой аудитории был достаточно высоким – 85% респондентов были готовы рассмотреть возможность приобретения гибридного авто.

Однако автомобиль должен удовлетворять ряду условий, чтобы заинтересовать российского покупателя. Основное требование, предполагаемое по умолчанию – это приспособленность гибридов к российским условиям эксплуатации. Кроме того, 63% респондентов отметили, что такой автомобиль должен иметь хорошее качество сборки, а 57% опрошенных сказали, что необходимое условие для покупки – доступная цена. При этом главные качества гибрида – невысокая стоимость обслуживания и низкий расход топлива – не стояли на первом месте, их важность отметили лишь 25% российских водителей.

 

 

 

 

 

 

Сегодня, по оценкам агентства «Автостат», основной причиной, сдерживающей развитие и продажи гибридных автомобилей на российском рынке, является их относительно высокая стоимость. Но так как базовые показатели гибридных систем лучше, чем у классических систем, то снижение цен – лишь вопрос времени.

По оценкам экспертов, в течение ближайших 10 лет на продажу гибридов в мире придется не менее 13% от числа проданных легковых АТС и легкого коммерческого автотранспорта. А по прогнозу специалистов Ford, этот показатель может приблизиться к 20%. Но пока предложение гибридных автомобилей сконцентрировано в premium-сегменте, а выбор моделей ограничен.

Возможно, что в РФ развитие производства гибридов будет оправдано при условии огромных инвестиционных вложений в НИОКР и последующем массовом их выпуске. В таком случае старые АТС будут активно заменяться гибридами и проявится «эффект масштаба».

 В этом смысле можно говорить об удачном опыте АВТОВАЗа – LADA Priora CNG. Основное топливо для этой модификации – сжатый природный газ (метан). При этом бензин используется уже лишь как резервное горючее. У компании есть и серьезные наработки по созданию электромобилей – разработки инженеров НТЦ АВТОВАЗа не раз побеждали в различных экологических ралли. Также АВТОВАЗ создал несколько модификаций автомобиля LADA Antel на топливных элементах.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, несомненно, в ближайшие несколько лет гибриды на российских дорогах будут пока оставаться достоянием состоятельных людей – либо в качестве игрушки на пару месяцев, либо в качестве полюбившегося средства передвижения на каждый день.

 

 

 

 Павел ДЫНИН,

консультант по маркетингу

консалтинговой компании CONCOL

(Россия)

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

 

 

 

Просто блеск:

кто в России занимается настоящими инновациями

 

Создатель зеркального покрытия для автомобилей Unibrait Дмитрий Василенко несколько лет инвестировал в научные разработки. Результат – окупаемость на второй год продаж.

 

ТЕХНОЛОГИИ

Читать

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»