#5 (5) 2014
СОДЕРЖАНИЕ
МЕДИЦИНА
MEDICINE
ТРАНСПОРТ и ЛОГИСТИКА
БИЗНЕС
ОБРАЗОВАНИЕ
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
АРХИТЕКТУРА и СТРОИТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРА
Азат Ильясовна Шибанова: «Международная интеграция ассоциации цитологов»
Azat Schibanova:
«International integration of the associations of cytologists»
Идти вперед, добиваясь позитивных перемен
Главная задача: обеспечить безопасность движения поездов
Не останавливаться на достигнутом
Достойное продолжение традиций
Трудовые будни путейцев
Как рождаются инновации
Алия Джарикбасова:
«В первую очередь быть человеком!»
Возобновляемые ресурсы: Государственная программа на длительную перспективу
Образ кратера в архитектуре как символ идентичности творчества и природной стихии
Связанные одной судьбой
Саят Досыбаев:
«Одеваемся в казахстанское!»
Марат Бисенгалиев –
Генератор музыкальных идей
Аслан Саринжипов: «В любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши…»
Идти вперед, добиваясь позитивных перемен
В этом году акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» отмечает свой 110-летний юбилей. Дата в историческом отрезке времени вроде и небольшая, но пройдено и сделано очень много. Филиал АО «НК «ҚТЖ» – «Жамбылское отделение дороги» является самым крупным участком железной дороги страны – развернутая длина путей составляет более 2 000 км, которые обслуживает пятитысячный коллектив железнодорожников. О работе предприятия нашему изданию рассказал директор филиала Даулетбай Дасырович Есимбеков, потомственный железнодорожник, за плечами которого более 40 лет работы на железной дороге.
Необходимость строительства Семиреченской, а затем и Туркестано-Сибирской железной дороги была продиктована как экономическими, так и политическими соображениями. Решение о строительстве ветки Арысь – Пишпек (ныне Бишкек, Кыргызстан) приняли в апреле 1912 года, а начали лишь 15 июля 1914 года. К сентябрю 1917 года она достигла станции Бурное. Несмотря на гражданскую войну и разруху, строительство продолжилось, и в 1920 году дорогу довели до станции Аулие-Ата. Дальнейшее строительство дороги в полном объеме продолжилось с весны 1924 года.
Одновременно началось строительство депо в Аулие-Ата, то есть в этом году вагоноремонтное депо (ТОО «ЖамбылРемСервис»), Таразское локомо-тиворемонтное депо и Жамбылское эксплуатационное депо отмечают 90-летний юбилей.
На строительстве дороги и депо трудились 2300 человек. Значительную часть их составляли казахи и киргизы. Многие из них здесь закреплялись, приобретали новые специальности. Впоследствии эти рабочие стали активными строителями Турксиба.
В неимоверно трудных климатических условиях, с примитивным строительным инвентарем, без необходимого профессионального опыта в железнодорожном строительстве 8 августа 1924 года была завершена укладка рельсов до Пишпека, и состоялось торжественное открытие нового пути, а 1 сентября 1924 года Семиреченская железная дорога была включена в эксплуатационную сеть железных дорог страны.
В 1927 году Семиреченская железная дорога переименована в Туркестано-Сибирскую магистраль.
Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги завершилось на год ранее намеченного срока – 31 декабря 1930 года. И уже 1 января 1931 года приказом Народного комиссара путей сообщения новая железная дорога в составе участков Семипалатинск (вкл.) – Арысь (искл.) и Луговая – Кант, общим протяжением 2052 км, была включена в прямое сообщение железных дорог СССР.
Для обеспечения эксплуатации дороги и дальнейшего ее технического развития было предложено:
1. Образовать самостоятельную Туркестано-Сибирскую железную дорогу с местонахождением дирекции железной дороги в городе Алма-Ата.
2. В составе дороги образовать три эксплуатационных района:
а) первый – от ст. Семипалатинск (вкл.) до ст. Уштобе (искл.), общим протяжением 725 км, с местонахождением управления районом на ст. Аягуз;
б) второй – от ст. Уштобе (вкл.) до ст. Чу (искл.), общим протяжением 600 км, с местонахождением управления районом на ст. Алма-Ата; в) третий – от ст. Чу (вкл.) до ст. Арысь (искл.) и от ст. Луговая до ст. Кант (вкл.), общим протяжением 727 км, с местонахождением управления районом на ст. Аулие-Ата.
В 1946 году был построен участок протяженностью 90 км к Чулак-Таусскому месторождению фосфоритов.
Джамбульское отделение Туркестано-Сибирской железной дороги было организовано в 1947 году, а в 1958 году, с образованием Казахской железной дороги, переименовано в Джамбульское отделение Казахской железной дороги.
После ввода в эксплуатацию участка Моинты – Чу, его в 1958 году включили в состав Джамбульского отделения дороги.
С 1977 года в связи с организацией на базе Казахской железной дороги трех железных дорог: Целинной, Алма-Атинской и Западно-Казахстанской, Джамбульское отделение включено в состав Алма-Атинской железной дороги.
С 1997 по 2003 годы в связи с реорганизацией железной дороги в РГП «ҚТЖ», ЗАО «НК «ҚТЖ» и в АО «НК «ҚТЖ» Жамбылское отделение является филиалом АО «НК «ҚТЖ».
Одно из значимых событий – это электрификация участка железной дороги между станциями Луговая и Шу. Работы производились одновременно и со стороны Шу, и со стороны Луговой. Трудились на участке специалисты из России, а также работники Шуйской и Жамбылской дистанций электроснабжения. Несмотря на трудности, к концу 1994 года наступил завершающий этап. Пусконаладочные работы выполнили работники дистанций сигнализации и связи всей дороги, но основную нагрузку несли работники Чуйской и Жамбылской дистанций сигнализации и связи.
В первых числах 1995 года на станции Чу состоялся митинг, посвященный историческому событию – завершению электрификации участка Чу – Луговая, с участием президента страны Н.А. Назарбаева.
Уверенно идти вперед, добиваясь позитивных перемен, невозможно без четких целей. Долгосрочным ориентиром для коллектива отделения дороги является Программа развития железнодорожного транспорта до 2020 года и Стратегия развития АО «НК «КТЖ» до 2020 года, направленные на формирование оптимальной для государства системы функционирования железнодорожного транспорта, повышения качества и эффективности его услуг, обновление и модернизацию основных средств.
За 9 месяцев 2014 года отправлено 5836,5 тыс тонн грузов. Перевыполнена погрузка таких важных грузов, как: цемент, сахар, граншлак, сборные грузы, зерно, нефть и другие.
Основной показатель – грузооборот – за рассматриваемый период составил 17052,3 млн т/км нетто. В сравнении с прошлым годом наблюдается увеличение грузооборота на 3,4 %, или на 566,8 млн т/км нетто.
Отделением было отправлено 3544 тяжеловесных поезда, в которых сверх нормы перевезено 1960,563 тыс тонн грузов, что позволило высвободить 641 графиковую нитку и локомотив. По грузоперевозкам Жамбылское отделение дороги занимает 3-е место по АО «НК «ҚТЖ».
Одной из ключевых задач нашего отделения является развитие скоростного пассажирского движения. Так, для организации движения пассажирских поездов с повышенными скоростями за 9 месяцев 2014 года капитальным отремонтировано 45,32 км пути, что составило 100% от плана. Большое внимание в отделении дороги уделяется эффективности работе машинизированных путевых комплексов «ДУОМАТ». По итогам 9 месяцев путевыми машинами тяжелого типа выправлено в общей сложности 789,025 км путей. Для оздоровления верхнего строения пути машинами тяжелого типа произведены работы: очищено щебня с глубокой очисткой на 35,787 км (106%), отрихтованы пути общей сложности на 132 км (105%), восстановлена целостность рельсовых плетей бесстыкового пути машинами ПРСМ на 3780 стыках.
На фоне бурно развивающейся экономики страны и нашего региона первостепенной задачей отделения дороги является удовлетворение спроса населения на перевозки. Как Вы знаете, в начале июля текущего года запустили поезд сообщением «Жамбыл-КаратауЖанатас» с тремя новыми вагонами. В отличие от старых вагонов, здесь есть кондиционер и телевизор. Да и время в пути сократилось сразу на час. Теперь из Тараза до Жанатаса можно добираться всего за 4 часа. Это стало возможно при поддержке акимата, выделившего из областного бюджета 17,3 млн тенге.
Филиал АО «НК «ҚТЖ» – «Жамбылское отделение дороги» за 9 месяцев 2014 года перечислил 2 073 324 тыс тенге налогов. Из них 1 713 720 тыс тенге перечислено по 11 налоговым управлениям Жамбылской области, в налоговое управление других областей перечислено 359 604 тыс тенге.
Большое внимание уделяется социальным вопросам, поскольку забота о людях, их благоолучие, повышение качества жизни работников является одним из приоритетных направлений деятельности Компании в целом и нашего отделения в частности. Сильный бизнес невозможен в слабой социальной среде. Согласно Коллективному договору, Компания взяла на себя обязательства по:
• соблюдению норм в сфере социально-трудовых отношений;
• предоставлению материальной поддержки и социальных гарантий работникам, неработающим пенсионерам, инвалидам Компании, а также пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• предоставлению ряда социальных гарантий молодежи, семьям работников, включая летний отдых и оздоровление детей работников;
• регулированию вопросов охраны здоровья;
• содействию всестороннему профессиональному развитию и обучению персонала;
• решению жилищных вопросов и многое другое, что отражает моменты, которые не учтены законодательством, но очень важны для работников.
Так, в целях развития и поддержки молодых специалистов, а также реализации Программы молодежной политики АО «НК «ҚТЖ» 2012 – 2015 годы по Жамбылскому региону 19 – 20 мая 2014 года проведен региональный инновационный образовательный тренинг по программе «Проект-менеджмент» и «Будущие управленцы», в котором приняли участие 104 молодых работника.
Особо хочется отметить труд тех, кто вместе с нами ежедневно и еженощно обеспечивает безопасность движения поездов, высокую производительность труда, держит планку показателей на должном уровне. Конечно же, речь идет о более чем 12 тысячах работников филиалов, среди них: 56 сотрудников, имеющих звание «Почетный железнодорожник», трудятся в Жамбылском отделении дороги. Это высокообразованные, востребованные работники, те, кто вносит достойную лепту в работу стальной магистрали.
Если остановиться персонально, это: Терликбаев Кайрат Абдикеримович – директор Луговского рельсосварочного предприятия, Балмашов Биржан Кашкинбаевич – электромонтер Жамбылской дистанции сигнализации и связи; Ганиев Тилепбай – дорожный бригадир укрупненной Жамбылской дистанции пути;
Тенисов Ибр Каирболатович – электромеханик СЦБ Сары-Шаганской дистанции сигнализации и связи; Айнакулов Самат Еркинбекович – начальник диагностического блока укрупненной Сары-Шаганской дистанции пути; Кундызбаева Туйгын Орынбаевна – осмотрщик-ремонтник Жамбылского эксплуатационного вагонного депо и многие другие.
Все поставленные перед нами задачи мы выполним! Для этого у нас есть все производственные мощности и ресурсы.
София ЯВОРСКАЯ
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»