О нас

Рекламодателям

Контакты

Главный участник

инновационного поля – ГОСУДАРСТВО

 

Цели Стратегии «Казахстан 2050» предполагают интенсивное развитие экономики страны за счет внедрения в экономику инновационных технологий в приоритетных направлениях, таких как энергетика, агропромышленный комплекс, медицина, добывающая отрасль, информационные технологии, машиностроение и новые материалы. Внедрение инноваций в экономику позволит повысить ее конкурентоспособность, создать новые рабочие места, мотивировать науку и повысить качество образования. Автор статьи – Марат Булатович  , доктор технических наук, академик МАИ при ООН, заместитель председателя правления АО «КазНИИ энергетики им. академика Ш.Ч.Чокина» – анализирует сильные и слабые стороны на пути к внедрению инноваций в Казахстане, а также вносит ряд рациональных продвижений.

 

 

 

 

 

 

Инновация – это постоянный процесс, который можно условно разделить на следующие этапы: идея; становление, коммерциализация, утилизация. Идея может быть качественным выражением опыта или производное знаний. Становление инновации связано с лабораторными установками или полупромышленными образцами. Стимулирование коммерциализации научных разработок требует больших финансовых средств и времени, но данную проблему только с помощью инвестиций решить невозможно.

 

 

 

Бизнес-среда также не вкладывает свои деньги в инновации. Это во многом связано со склонностью предприятий уходить от риска, а также с многочисленными барьерами на пути внедрения инноваций, бюрократизмом чиновников, волокитой уполномоченных органов. Такая ситуация отрицательно влияет на научную общественность, подготовку кадров и правовую среду, что в итоге ограничивает возможности превращения научных прорывных технологий в успешный бизнес-проект.

 

 

 

 

Финансовые организации поддерживают проекты, связанные с действующими технологиями и имеющие взвешенные риски, но не инновационного плана.

Коммерциализация инновационных технологий – это основной механизм вывода инновационного продукта или технологии на рынок, то есть сложный многоэтапный процесс преобразований научной идеи в рыночный продукт. Для этого требуется инфраструктура и рынок инновации, а также законодательная поддержка рынка интеллектуальной собственности и объектов продвижения инновации.

В Казахстане сложилась хорошо известная научная школа, имеются разработки мирового уровня не только в энергетике, но и в других отраслях экономики. В то же время при достаточно хорошем научно-техническом потенциале страны наблюдается низкий уровень внедрения результатов исследований. Научно-технический потенциал страны сформировался еще в советские времена: есть университеты и научно-исследовательские институты, есть отечественные научные патенты и разработки, но внедрение их в производство практически отсутствует. Как уже отмечалось, бизнес-среда не рискует вкладывать свои средства на инновационные технологии, тем более казахстанского содержания.

 

#4 (10) 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

МЕДИЦИНА

MEDICINE

БИЗНЕС

СОБЫТИЕ

МЕДИЦИНА

экспертное мнение

ТЕОРИЯ

АГРОСЕКТОР

AGRICULTURAL SECTOR

ЭКОЛОГИЯ

ДИАСПОРЫ КАЗАХСТАНА

DIASPORA OF KAZAKHSTAN

психология

КУЛЬТУРА

Доктор Стом: Cоздай красивую улыбку!

 

Doctor-Stom: Create a beautiful smile!

 

Форум «Хоргосский Деловой Совет» – площадка для развития казахстанско-китайских деловых отношений

 

Искусственный разум впервые в мире создан в Казахстане

 

 

Медицинский центр «АЙмед»: мы делаем все возможное, чтобы вы были здоровы!

 

Главный участник инновационного поля – государство

 

 

Оценка инновационности проектов

 

 

Проблемы аграрного сектора Казахстана в условиях межгосударственной интеграции

 

Issues of agricultural sector of Kazakhstan in terms of inter-state integration

 

 

Как противостоять изменению климата?

 

 

Греки села Панфилово

 

Greeks of Panfilovo village

 

 

Who is who?

Темперамент + характер + поведение = личность

 

Король фламенко Хоакин КОРТЕС

Новейший метод освобождения от алкогольной зависимости

 

 

Знания, дарящие новую жизнь

IV Алматинский бизнес-форум «АБФ-2015»

 

Главы Ferrari и Forbes Woman откроют бизнес-форум в Алматы

 

 

 

 

Анализ внедрения инновационных разработок показывает, что высоких темпов экономического роста достигают только те страны, которые создали инфраструктуру инновационной системы и общедоступные правила коммерциализации технологий.

 

 

 

 

 

Основным движителем инноваций во всех этих странах стало государство, которое организовало инфраструктуру и инновационные компании на основе частно-государственного партнерства, сыграло значительную роль в стимулировании инновационной деятельности через различные механизмы поддержки.

Появление инновационной системы и инфраструктуры коммерциализации технологий в Казахстане позволит прямо или косвенно решить задачи социально-экономического характера, как, например, создание новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности экономики. Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для инновационных компаний, которые произведут необходимое количество инновационных идей и по мере их «созревания» будут оформлять в коммерческий проект. Государство, поддерживая фундаментальные и прикладные исследования, создает условия для возникновения новых научных и технологических идей, которые, не будучи востребованными национальными субъектами хозяйствования, могут стать необходимыми в случае изменения внутренней и внешней рыночной конъюнктуры и, тем самым, инвестируют инновационно-ориентированные субъекты хозяйствования.

Для повышения инновационной деятельности в Казахстане необходимо не только образование инновационной системы и его инфраструктуры с определением субъектов и объектов инновационного рынка, но и законодательная основа для стимулирования инвесторов для внедрения инноваций за счет новых финансовых инструментов. Одной из прорывных идей по стимулированию энергоэффективности, энергосбережения и внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) являются «зеленые» сертификаты в виде государственных ценных бумаг. Издержки государства заключаются в разработке проспекта эмиссии и мониторинге за размещением «зеленых» сертификатов.

Другим важным элементом инновационной системы является рынок интеллектуальной собственности. В этом случае госорган при выдаче патента должен определить его номинальную стоимость. Такое новшество позволит соединить инновационную систему с финансовым рынком. Для привлечения инвестиций на фондовом рынке инновационные компании могут выпускать свои акции и облигации.

И это наблюдается при 60-70% физическом износе энергетического оборудования, при высокой энергоемкости экономики страны, при отсутствии системных мер по энергосбережению, энергобезопасности и ВИЭ. Собственники энергогенерирующих станций заинтересованы в получении прибыли, ведь затраты на модернизацию и внедрению инновации снижают норму доходности предприятия и могут привести к конфликту менеджмента с акционерами компании.

Другим важным моментом в энергетике является новые экологические требования. Основным загрязнителем окружающей среды являются тепловые станции, работающие на высокозольных экибастузских углях. Действующие технологии сжигания угля такие, что вместе с угарным газом в атмосферу выбрасываются мельчайшие частицы золы, а основная часть золы в виде пульпы сбрасывается в искусственные пруды – золохранилища. Для решения данной проблемы в АО «КазНИИ Энергетики» была разработана безотходная технология сжигания высокозольных углей, которая не внедрена в производство. В качестве альтернативы на теплостанциях в виде топлива используют газ, но его высокая стоимость не позволяет при действующих тарифах покрывать затраты на приобретение газа. Квоты на выбросы СО2 не стимулируют энергоэффективность и энергосбережение на станциях, поэтому для выполнения требований уполномоченного органа станциям легче не работать 1-2 месяца в году.

Также не решены проблемы с подключением ВИЭ в общую сеть. В этом плане есть и технологические преграды, и законодательные барьеры.

В последнее время государством было принято ряд мер, благоприятствующих развитию науки и инноваций. В 2008-2010 годы организовано пять национальных научных лабораторий коллективного пользования и 15 лабораторий инженерного профиля в высших учебных заведениях, которые укомплектованы современным исследовательским оборудованием.

 

 

 

 

 

 

В настоящее время ввиду отсутствия четкой инновационной системы созданием инновации и его коммерциализацией занимается научная среда. При этом отсутствует какой-либо спрос на инновационные технологии со стороны бизнеса и государственных национальных компаний.

 

 

 

 

Правовое поле по организации научной деятельности связано с Законом Республики Казахстан «О науке», направленного на регулирование отношений в области науки и научно-технической деятельности, определение основных принципов и механизмов функционирования и развития национальной научной системы страны, предусматривающего новую модель системы управления наукой.

Согласно данному закону принципиально повышается роль ученых во всей вертикали принятия решений, на всех этапах совершенствуется научно-техническая экспертиза, введена новая система финансирования исследований. Вместе с тем имеются ряд недостатков: финансирование начинается не с начала года, а с марта-апреля. Базовое финансирование не привязано к инфраструктуре научных учреждений.

SWOT-анализ текущего состояния системы коммерциализации технологий в Казахстане показывает следующее:

 

SWOT-анализ текущего состояния системы коммерциализации технологий

в Казахстане

Слабые стороны:

Сильные стороны:

 

1)

высокий научно-технический потенциал страны, в первую очередь наличие квалифицированных научно-технических кадров;

 

2)

наличие результатов НИОКР, прав на интеллектуальную собственность и технологий, готовых к внедрению в производство;

 

3)

готовность к обучению и способность быстро перенимать новые знания по коммерциализации технологий местных изобретателей, бизнес-структур и других заинтересованных сторон;

 

4)

наличие партнерских отношений и деловых связей с зарубежными научно-исследовательскими цент- рами и промышленными предприятиями.

 

 

1)

слабая вовлеченность

в инновационный процесс малого и среднего бизнеса;

 

 

 

2)

высокая степень зависимости от бюджетного финансирования НИОКР и слабое участие компаний в финансировании;

 

 

3)

отсутствие эффективной структуры, системно занимающейся трансфертом и коммерциализацией научных разработок в РК;

 

 

 

4)

отсутствие опыта и практики коммерциализации результатов НИОКР, поиска инвесторов, слабое взаимодействие с международными рынками капитала, технологий и интеллектуальной собственности;

 

5)

малая эффективность деятельности технопарков

в Казахстане.

 

 

 

Возможности:

УГРОЗЫ:

 

 

1)

создание благоприятных условий, обусловленных государственной политикой, направленной на содействие развитию науки и инноваций;

 

 

2)

возможность развития партнерства государства с частным капиталом для вовлечения ресурсов частного сектора в процесс инновационного развития;

 

 

3)

возможность использования потенциала, стимулирования и развития малых инновационных производств;

 

 

4)

создание рынка инновации и интеллектуальной биржи.

 

 

 

 

 

 

1)

высокая конкуренция со стороны международных и зарубежных научных организаций, компаний;

 

 

 

 

2)

незначительная доля государственного финансирования НИОКР в общем объеме финансирования науки;

 

 

 

3)

закрепление технического отставания страны;

 

 

 

 

4)

утечка за границу отечественных инновационных технологий и кадров;

 

 

5)

низкий уровень мотивированности во внедрении инноваций промышленным сектором.

 

 

 

 

 

 

Немаловажным фактором в создании национальной системы коммерциализации в Казахстане является слабая вовлеченность малого и среднего бизнеса в инновационный процесс. Тем не менее, в Казахстане есть компании, имеющие эффективные результаты коммерциализации инновационных идей.

Министерством образования и науки Республики Казахстан совместно с Международным банком реконструкции и развития запущен проект «Коммерциализация технологий», нацеленный на освоение мирового опыта организации эффективных систем коммерческой реализации научных достижений. Проект направлен на создание действенных механизмов коммерциализации результатов научных исследований, связи науки с производством и рынком.

 

 

Проект состоит из трех основных компонентов.

 

Первый – конкурентоспособные программы – гранты для укрепления научной базы РК, поддержки высококачественных НИОКР и центра, оснащенного оборудованием мирового класса;

второй – создание офиса коммерциализации технологий, связывающий казахстанских ученых с местными и международными рынками технологий;

третий – группы управления для реализации проекта.

 

 

Создан международный совет по науке и коммерциализации (МСНК). В МСНК входят семь иностранных экспертов, пять из которых – ученые, двое – специалисты по коммерциализации.

Максимальная сумма гранта составляет 75 млн долларов США и финансируется правительством  Казахстана в сумме 60,6 млн долларов совместно с займом Всемирного банка в размере 13,4 млн долларов.

 

 

 

 

 

 

Анализ литературных данных показывает, что задача коммерциализации технологий выходит за рамки частных компаний и становится общегосударственной задачей. Необходима системная политика формирования национальной системы коммерциализации технологий с тем, чтобы поддержать и защитить отечественных производителей.

 

 

 

 

 

 

В рамках проекта будет проведен анализ существующей правовой и регулятивной среды с последующей выработкой предложений для правительства РК.

С 2010 года в рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы АО «Национальное агентство технологического развития» уполномочено Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан поэтапно формировать систему коммерциализации технологий.

В АО «НАТР» действует Центр координации системы коммерциализации технологий. На данный момент работают 9 офисов коммерциализации в вузах и НИИ, проводятся обучающие тренинги для сотрудников офисов коммерциализации, введены 9 видов грантов на коммерциализацию технологий.

Локомотивами осуществления технологического рывка в Казахстане являются инструменты государственной поддержки через организацию государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Среди них глобальная значимость и политика научно-технологического развития страны на этапе выполнения НИОКР с высокими рисками возлагается на Комитет Науки Министерства образования и науки (МОН РК).

В 2011 году Комитет науки МОН РК профинансировал 80 НИОКР, в 2012 году – 29, в 2013 году – 59 проектов по направлениям: «Возобновляемые источники энергии», «Тепло- и электроэнергетика», «Ядерная и водородная энергетика» и «Влияние энергетического сектора на окружающую среду».  По заданию Комитета науки МОН РК Национальный центр Государственной научно-технической экспертизы провел прогнозные исследования (Форсайт II) по определению приоритетных направлений научных исследований, необходимых для высокотехнологичного развития Казахстана. Результаты по энергетике приведены в таблице 2, по другим приоритетным направлениям экономики Казахстана информацию можно найти  на сайте ncste.kz

 

 

 

Поднаправления приоритетных научных исследований

в энергетике Казахстана

 

Поднаправление

 Приоритетные тематики научных исследований и разработок

 

 

Энергоэффективность, энергосбережение

 

 

Повышение энергетической эффективности и экологической безопасности использования каменного угля в энергетике.

 

Использование местного и «нетрадиционного» топлива для распределенной и локальной (островной) генерации энергии.

 

Повышение энергетической эффективности и экологической безопасности генерации энергии на твердотопливных ТЭС.

 

Повышение энергоэффективности промышленного производства.

 

Повышение энергоэффективности ЖКХ.\

 

Автономное комплексное энергоснабжения отдаленных и труднодоступных объектов.

 

Экономические механизмы стимулирования энергоэффективности, внедрения ВИЭ.

 

 

Возобновляемые источники энергии

 

 

Вовлечение возобновляемых энергоресурсов в генерацию тепловой и электрической энергии.

 

Генерация электрической и тепловой энергии на основе ВИЭ

 

Экономические механизмы стимулирования энергоэффективности, внедрения ВИЭ.

 

«Зеленая» энергия

 

 

 Безопасная энергетика

 

 

 

 

Энергетическое использование природного газа.

 

Устойчивое централизованное тепло - и электроснабжение.

 

Атомная и водородная энергетика

 

 

Инновационная экономика в Казахстане будет создана при наличии инфраструктуры и инновационного рынка с соответствующими объектами и субъектами. Главный участник инновационного поля – государство.

 

 

 

 

 

В качестве первых элементов инфраструктуры могут выступить инновационные компании, созданные на основе частно-государственного партнерства. Для реализации «Стратегии-2050» президент Казахстана предложил «100 конкретных шагов» как ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно План нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.

В нем также рассматривается инновационное развитие нашей страны и возможность разработки Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» для стимулирования инновации в производство. Как уже отмечалось выше, до этапа коммерциализации необходимо сформулировать и реализовать идею проекта и его становление. Существующий старый «советский» метод создания инновации за счет усилия работников научной среды не коррелирует с требованиями рыночных условий.

Для привязки научных разработок необходимо установление рыночной цены патентов, ноу-хау, полезных моделей и полупромышленных образцов.

На первом этапе при выдаче патентов уполномоченный орган может указать его номинальную стоимость. Чтобы создать рыночную стоимость патентов, необходимо создание интеллектуальной биржи. Можно отметить, что на данной бирже будет устанавливаться стоимость идеи проекта, которая необходима для стартапов. На бирже также будет определяться стоимость той или иной разработки для определения вклада разработчика в уставный капитал инновационной компании.

 Таким образом будет заложена основа будущей инновационной системы Казахстана.

 

 

 

 

Марат Булатович КОШУМБАЕВ

доктор технических наук,

академик МАИ при ООН,

заместитель председателя правления

АО «КазНИИ энергетики

им. академика Ш.Ч.Чокина»

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.