О нас

Рекламодателям

Контакты

# 1 (7) 2015

СОДЕРЖАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

БИЗНЕС

ТРАНСПОРТ и логистика

МЕДИЦИНА

ОБРАЗОВАНИЕ

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

КУЛЬТУРА

Мария Байрамкулова:

«Мы как одна семья, и это не плакатная фраза»

 

АЛДЫМЫЗДА –  АСкАР АСУЛАР

 

Впереди - грандиозные свершения

 

 

Реальная помощь бизнесу

 

 

Не останавливаться на достигнутом

 

 

Сауле Муралиева: «Мое дело исцелять»

 

 

Акбота Базарбаева: Главное, чтобы семьи были крепкие и счастливые!

 

 

Юрточный городок в современном

и национальном стиле

 

 

На пути к мировым подмосткам

 

Гайдар Абиев:
«Думаю, я счастливый человек!»

 

Полет кометы

 

Вариации на тему Барокко

 

ГАЙДАР АБИЕВ:

«ДУМАЮ, Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!»

В песнях Гайдара Абиева – вся его душа: красивая, мудрая, чуткая,  делящаяся с другими тем, что ему дорого. Слушая его песни, ощущаешь, что они рождаются прямо сейчас, в тебе, побуждая становиться лучше и чище. Сегодня у нас в гостях известный автор и исполнитель, бард из города Павлодара Гайдар Абиевич Абиев.

 

 

 

 

Гайдар Абиевич, как вы начали писать стихи?

 

– В 70-е годы, как и многие мальчишки, я учился играть на гитаре и пел. Понятно, что петь правильно у меня не очень хорошо получалось. Я пробовал петь песни известных эстрадных исполнителей. Сначала я искал какие-то стихи в журналах, пытался на них придумывать мелодию, чтобы не петь песни из репертуара звезд эстрады. А потом, в 1982 году, на одной из скучных лекций в пединституте, где я учился, я придумал какие-то стихи, пришел домой и попробовал под гитару что-то напеть. Так появилась на свет моя первая песня. Она была, конечно, наивная. Но я сразу загорелся желанием написать песню о своем городе. Через 21 год, в 2003 году, уже работая на железной дороге, я всетаки написал песню о нашем городе. Этот момент был особенно ярким. Многие поэты писали стихи о Павлодаре, но именно мою песню оценили и полюбили не только павлодарцы. Я даже был отмечен дипломом за эту песню. Диплом вручал тогдашний аким Павлодара Бакир Саматович Демеуов. И сегодня, получая отзывы в интернете, мне очень приятно…

 

 

 

Вы получаете отзывы, общаясь на сайтах поэтов, бардов всего постсоветского пространства?

 

– Это обычные сайты, скажем, Одноклассники, Проза.кз, Проза.ру, где я активно общаюсь с русскоязычными поэтами со всего бывшего пространства Советского Союза. Я даже немножко перефразировал – я русский бы выучил не только за то, что на нем разговаривал Ленин, а только за то, что на нем разговаривал Пушкин. Для меня русская классика и русский язык родной и поэзия Пушкина мне близка. Я знаю творчество Пушкина не слишком глубоко, но я к этому иду. И уже то, с чем я знаком, делает меня богаче. Говоря современным языком, просто кайфую…

Например, недавно нашел в «Фейсбуке» автора Ольгу Кочанову, она алматинка, спросил: «Вы какие-то мастер-классы даете? Вы знаете, в 86-м году, Вы были председателем жюри в Темиртау на конкурсе бардовской песни и у меня есть диплом, подписанный Вами, Вы мне вручили». Она, конечно, не помнит, но записала меня в друзья. Ольга написала мне, что скоро будут проводиться мастер-классы, и мне сообщат. Оказывается, я нахожусь в списке российских бардов. Еще я общаюсь с дочкой  Визбора. Мы с ней никак не пересекались, но я ей написал, что мне нравятся песни Юрия Визбора, я их пою. Она меня приняла в друзья. Я не хочу хвастаться этой дружбой, потому что дружбы как таковой нет, но я со многими дружу в интернете, и мне это доставляет удовольствие определенное.

 

 

 

Творчество Пушкина настолько увлекло вас, что вы даже сочинили большую балладу о Пушкине, над которой работали не один год.

 

– К этому я шел постепенно, я сам был удивлен. 16 творческих лет я занимался работой над композицией о Пушкине, которую назвал «Разговор с Пушкиным». задавая вопросы, сам пытаюсь на них ответить. Мысленно представляю, что великий поэт на них отвечает. От этого я получаю удовольствие и в то же время становлюсь более требовательным к себе.

Вообще, когда я сам себе пою, всегда очень волнуюсь, как бы заново все переживаю. В такие моменты мне кажется, что моя поэзия чего-то достойна.

 

 

 

Вы работаете на железной дороге. окончили педагогический институт, потом железнодорожный институт. Ваш отец очень уважаемый человек в городе, почетный гражданин Павлодара и Павлодарской области. Считаете ли вы, что в какой-то степени ваша семья наложила свой отпечаток на ваше творчество?

 

– Да, конечно. Во-первых, я считаю, что мама, назвав меня Гайдаром в честь советского писателя Аркадия Петровича Гайдара, в меня уже вложила творческое начало. И я помню, как в детстве мама много мне читала.

Сказки мамы и бабушки сохранились в моей памяти до сих пор. Спасибо маме, что она мне читала сказки, рассказывала какие-то интересные истории. Тогда я многого не понимал и противился очень, например тому, что мама буквально насильно заставила меня ходить в музыкальную школу. И это тоже сыграло определенную роль в моей жизни. В тот период я ненавидел музыку и для себя решил, что никогда не буду ей заниматься. Но спустя много лет, когда я повзрослел, мое отношение к музыке изменилось… Спасибо маме, спасибо родителям, что они отдали меня в музыкальную школу.

 

 

 

 

Расскажите историю о том, как вы увидели в музыкальной школе двух совершенно незнакомых музыкантов, когда они вместе играли на разных инструментах, читая ноты с одного листа. ведь эти люди увидели друг друга впервые. вам захотелось также играть?

 

– Конечно, захотелось. Но, повторюсь, в школе я ненавидел музыку. А через какое-то время, наверное, года через три, когда во дворе мальчишки играли на гитаре, я тоже захотел играть на инструменте и начал просить у родителей гитару. Когда мне купили гитару, я был самым счастливым человеком! Тогда музыкальная теория мне очень пригодилась и помогла освоить игру на гитаре.

Безусловно, люди, окончившие музыкальное училище, консерваторию или институт культуры имеют более глубокие знания в области теории музыки. Среди моих друзей-музыкантов есть такие. Они владеют теорией намного лучше меня, но меня ценят за мою музыкальность. И они меня подтягивают. Раньше я думал с восхищением: «Какие они музыканты!». Со временем мы подружились и начали тесно общаться, мне невероятно лестно, что люди, с которыми я хотел общаться, оценили меня именно за мои музыкальные способности. Ведь что ни говори, а музыка – вечна.

С годами я понял, что все в этой жизни просто и реально. И мне комфортно оттого, что я этим живу.

 

 

 

Как долго вы сочиняете песню? Это длительный процесс или все происходит спонтанно и быстро?

 

– Честно говоря, это невероятно трудно и каждый раз по-разному. Бывает, что и ночами не спишь. А бывает, что на одном дыхании. Сейчас у меня есть песня, основу которой я написал за 40 минут. Две последние строчки писал три дня и три ночи, а последнее слово придумывал две недели. Бывают песни, которые быстрее напишешь, а бывают песни, которые, видимо, ожидают своего часа. Они еще лежат в каких-то за готовках. Наверное, это и есть творческий процесс. Надо жить этим.

 

 

 

Значит ли это, что на заказ вы работать не любите?

 

– И не получается у меня на заказ (смеется). Все изнутри должно идти. Тогда – раз, и все. Один из моих друзей, шымкентец Тахир Узденов, дипломант первого Всесоюзного бардовского фестиваля, говорит: «Не пишется? Так не пиши. Жди». Я сам из своего опыта это знаю, но лишний раз соглашаюсь, да – надо подождать. И не хочу себя торопить. Мои хорошие песни не сразу рождались – раз в два года, раз в год. Но мне доставляет огромное удовольствие, что мне удалось написать новую песню.

 

 

 

 Сколько у вас уже законченных песен?

 

– Трудно сказать… Около 70 своих произведений, это и стихи, и проза, я зарегистрировал на российских и казахстанских литературных сайтах. А вот песен, наверное, 40, может быть чуть больше. Я уже и счет потерял (смеется). Я не хочу их считать. Хочу просто их петь, хочу об этом говорить.

 

 

 

Вы кому-то доверяете исполнение своих песен, кроме самого себя?

 

– Думаю, как и песни любого автора, мои песни трудно исполнить. Я пытался исполнять чужие песни, которые мне нравились, в своей манере, но обязательно вкладывая свою душу и эмоции. Ведь любую песню нужно отрабатывать как маленький спектакль, чтобы получилось особенно проникновенно. Сегодня я не представляю, что кто-то исполняет мои песни. Пусть это будет, пусть, но… Как-то один мой друг, у которого я тоже учился играть на гитаре, сказал: «Слушай, вчера был на концерте, там пели твою песню. Но что-то не то. Нет, нет и нет!». С одной стороны, хорошо, что поют мои песни, но с другой, пусть поют лучше, не как я!

 

 

 

 

 

 

Бывает ли у вас желание предложить кому-то исполнить вашу песню?

 

– Первое время мне казалось, что было бы лучше найти исполнителя. Но до звезд дотянуться трудно. А с другой стороны, я хорошо исполняю сам, индивидуально. И некоторые исполнители говорят, что меня трудно перепеть. Тогда мне кажется, что лучше я сам буду петь. Хотя, конечно, я хотел бы, чтобы кто-то пел мои песни.

 

 

 

А вот случай с песней «Костерки»?

 

– Это отдельная история. Как-то в Павлодар приехала на гастроли Дарья Винокурова. Она сама из Павлодарской области, города Аксу. Дарья невероятно талантливая, с первого раза поступила в Гнесинку в Москве, закончила, работает в разных коллективах, в том числе в коллективе Надежды Бабкиной. Перед началом концерта мы предварительно встретились. Дарья говорит: «Гайдар, а не могли бы Вы спеть на моем концерте? Когда мне надо будет переодеваться, я не знаю, кто будет петь в перерыве. Думаю, будет здорово, если это будете Вы». Мы провели репетицию в Аксу, потом, уже перед концертом в Павлодаре, она меня хвалила, а я, скромничая, предложил ей: «У меня есть песня в русском народном стиле, спой ее». Она послушала и очень красиво, от души исполнила мою песню «Костерки». В знак благодарности я купил красивую розу и подарил на сцене. Дарья изучала народные песни, она пела песни известных российских и русских певиц, всегда очень чувствовала текст песни. Уезжая, она сказала: «Эту песню я с собой увезу». Мне было приятно, что моя песня будет звучать в Москве! Для меня это уровень и показатель.

 

 

 

В каких конкурсах вы принимаете участие?

 

– В 80-90-е годы я даже получал какие-то призы. Тогда я работал в содружестве с Николаем Емелиным, мы пели дуэтом, потом было у нас трио.

Николай – самобытный Павлодарский автор, сейчас живет и работает в Москве. Мы с ним разговаривали в 2012 или 2013 году, и он рассказал, что дал 32 сольных концерта по России, это достойно. У него есть свои фанаты. Под его песню боксер Александр Поветкин выходит на ринг.

Когда Николай уехал, я подумал, что уже не стоит петь русские народные песни, но две-три песни я сделаю, как посвящение ему. Написал песню об Аленушке. Потом решил написать стихи на тему восточных сказок и тем самым как-то разнообразить свое творчество. Мне самому интересно этим заниматься.

 

 

 

На одну из ваших песен снят клип. Расскажите историю создания этого клипа.

 

– По сюжету песни мне показалось, что в клипе должен быть клоун. Вы же понимаете, все люди носят маски, под ними мы пытаемся что-то скрыть от других. Я хотел сказать о чем-то земном, и клоунада в моей песне нашла свое место. Плюс мне невероятно повезло, что я нашел людей, которые меня поняли. Я с детства мечтал сняться в кино, хотел быть знаменитым киношником. Во время съемок клипа я наслаждался процессом, сам был в главной роли, сам сыграл. Пока даже не знаю, смогу ли я сделать в жизни что-то лучше. Но я стремлюсь, у меня есть планы на будущее, однако не хочу себя транжирить и разменивать на мелочи. Я хочу делать все красиво, достойно, хочу делать лучше. Я хочу это делать раз и навсегда. Думаю, клип получился хороший.

 

 

 

 

 

Ваши пожелания людям, которые только начинают свой творческий путь.

 

– Я хочу, чтобы они… Вот как мне когда-то пожелал Евгений Исаакиевич Клячкин – очень известный бард в СССР, в России. Он был председателем жюри в 86-м в Новокузнецке. Я не прошел по конкурсу, и мой друг Эдик Басов буквально заставил меня пойти к нему в номер поговорить. Когда Евгений Исаакиевич открыл дверь, у меня пропал дар речи, я не знал что сказать. Неловкость исправил Эдик: «Я-то в конкурсе не участвовал, а вот мой друг участвовал и хотел бы услышать, почему он не прошел по конкурсу». На конкурсе я исполнял наивную песню в 8 куплетов и 8 припевов о войне, о матери, проводившей трех сыновей на фронт, все погибли, а она сидела на завалинке и ждала. Евгений Исаакиевич сказал: «Гайдар, вот у тебя в песне, когда третьего сына мать провожает на фронт, сын говорит – не болейте, мама. Вот это – твое! А все остальное уже было написано. И если в песне две или четыре строчки будут ваши, вы будете хороший автор. Желаю Вам успехов, Гайдар».

А через два месяца у меня появились песни, которые я сегодня пою и считаю своей классикой. Просто мне попался на пути человек, который смог мне деликатно разъяснить, что такое творчество, как надо писать, о чем надо писать буквально в двух-трех словах. На моих стихах он мне это разъяснил. Думаю, я счастливый человек, что в моей жизни это произошло, и я состоялся как поэт и автор музыки.

Или еще случай. На конкурсе в Молдавии я пел в присутствии известного московского автора Юрия Лореса. Позднее, когда он приезжал в Павлодар, после концерта я зашел за кулису поздороваться с ним. Он говорит: «Да, Гайдар, я вас помню». Что он мне дал? У Юрия Лореса был удивительный дар создавать поэтические образы. Тогда ведь еще не было видеоклипов, а я, слушая его песни, как будто видел клип. Потом один из моих друзей, уже такой возрастной, сказал, что я тоже показываю свои песни. Думаю, во мне это от Лореса.

Сегодня я хочу дарить свои песни. Раз уж у меня получается, почему бы и нет? Хотя трудно совмещать творчество и работу на железной дороге. К сожалению, песни сегодня не кормят, и у меня нет выбора. Я работаю на железной дороге, получаю определенную зарплату, а песней я так не заработаю. С одной стороны, жаль, что не могу заниматься своим любимым делом серьезно. А с другой – железная дорога помогла мне снять клип…

 

 

 

Ирина АЛЕКС

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.