#5 (5) 2014
СОДЕРЖАНИЕ
МЕДИЦИНА
MEDICINE
ТРАНСПОРТ и ЛОГИСТИКА
БИЗНЕС
ОБРАЗОВАНИЕ
АГРАРНЫЙ СЕКТОР
АРХИТЕКТУРА и СТРОИТЕЛЬСТВО
КУЛЬТУРА
Азат Ильясовна Шибанова: «Международная интеграция ассоциации цитологов»
Azat Schibanova:
«International integration of the associations of cytologists»
Идти вперед, добиваясь позитивных перемен
Главная задача: обеспечить безопасность движения поездов
Не останавливаться на достигнутом
Достойное продолжение традиций
Трудовые будни путейцев
Как рождаются инновации
Алия Джарикбасова:
«В первую очередь быть человеком!»
Возобновляемые ресурсы: Государственная программа на длительную перспективу
Образ кратера в архитектуре как символ идентичности творчества и природной стихии
Связанные одной судьбой
Саят Досыбаев:
«Одеваемся в казахстанское!»
Марат Бисенгалиев –
Генератор музыкальных идей
Аслан Саринжипов: «В любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши…»
Аслан Саринжипов:
«В любом деле надо думать не о трудностях
и тяжести ноши…»
Казахстанская система образования находится в состоянии модернизации уже долгие годы. К чему мы идем и какую модель хотим получить в итоге? На эти и другие злободневные вопросы нашему журналу ответил министр образования и науки РК Аслан Саринжипов.
Аслан Бакенович, реформы в образовании происходят с завидной регулярностью многие годы, чем это вызвано? Какие задачи приходится решать?
– Реформирование в системе образования – это, на мой взгляд, объективный и даже необходимый процесс, если понимать это как совершенствование, модернизацию, обновление, адаптацию к современному миру, его пульсу и ритму, к той реальности, которая нас окружает. Конечно, во все времена главная задача системы образования остается неизменной – предоставить качественное образование, передать новому поколению знания, ценности и навыки. Но как само содержание предметов, так и его восприятие современным поколением, система ориентиров, оценок постоянно меняются.
В настоящее время в практике многих стран делается акцент не только на качественном образовании, но и на творческом применении полученных знаний, воспитании тех навыков, которые необходимы во всей последующей жизни. Например, критическое самостоятельное мышление, навыки общения и сот рудничества, исследовательской деятельности, то есть сегодня необходимо не только «знать», но и «понимать, применять, анализировать и создавать». Образовательный процесс основывается на так называемом активном обучении, освоении опыта путем проявления инициативы к поиску, обсуждению и аргументации точки зрения, принятию конструктивного решения.
Это общая идея. А наши конкретные задачи на каждом этапе обучения следующие:
– в среднем образовании – введение триединства языков в обучении, новых стандартов и учебных программ, обновление содержания в рамках трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, повышение квалификации педагогов, сотрудничество с родителями и местным сообществом, для чего будут созданы попечительские советы. Здесь необходимо решать и наши насущные проблемы: аварийные и трехсменные школы в регионах, качество школьных учебников, дисбаланс в качестве образования между городскими и сельскими школами, малокомплектные школы, школьное питание и другие.
– в техническом и профессиональном образовании – разработка новых профессиональных стандартов и образовательных программ в соответствии с международными требованиями, привлечение молодежи, разработка методологии подушевого финансирования подготовки кадров, внедрение дуальной системы обучения, обеспечение материально-технической базы колледжей, расширение партнерства образования и бизнеса, подготовка кадров с приоритетами Государственной программы индустриально-инновационного развития. Также в плане нашей работы – решение вопросов введения государственного образовательного заказа с 2015 года.
– в высшем образовании – его модернизация, повышение качества образования, трансляция опыта Назарбаев Университета в вузы республики, предоставление большей самостоятельности и академической свободы вузам, расширение сети наблюдательных советов в вузах, в чьи полномочия будет входить решение вопросов назначения ректоров, утверждения стратегии развития вузов, планирования и контроль. Также актуальны задачи оптимизации сети вузов страны, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, расширения научно-исследовательской деятельности, создания в вузах инновационных кластеров, офисов коммерциализации, опытно-экспериментальных цехов и т. д.
Необходимо постоянно решать и насущные проблемы данной сферы: студенческие общежития, трудоустройство выпускников вузов, решение диспропорции в подготовке кадров, борьба с коррупцией в вузах, взаимодействие образования, науки и производства и другие.
Проблем и задач в сфере образования очень много. Что, кстати, было всегда. Ведь это огромный, сложный, многоярусный механизм, требующий особого, пристального внимания, так как от этого зависят судьбы наших детей, нашего молодого поколения и, соответственно, зависит будущее всей страны.
Какие новшества, в том числе в плане использования новых технологий, вводятся в новом учебном году?
– Отвечая на предыдущий вопрос, я уже отметил новые направления деятельности, новые задачи в сфере образования. Но разработанные новые стандарты, технологии, новые учебные планы и программы обновленного содержания будут вводиться в учебный процесс постепенно и систематизированно, то есть будут проходить определенную апробацию.
В целях реализации задач по дальнейшему развитию казахского языка, определенных в государственных программных документах страны, недельная учебная нагрузка предмета «Казахский язык» в школах с неказахским языком обучения увеличена на 1 час.
С ориентацией на формирование компетентности в области современной коммуникации связано введение предмета «Информатика» в 5 – 6 классах с недельной нагрузкой 1 час.
Как известно, до 2015 года в школах и колледжах планировалось внедрить проект E-learning, однако его реализация пошла не по плану, были выявлены различные нарушения, что вызвало недовольство депутатов Парламента. Претерпел ли данный проект какие-то изменения и что предпринято для устранения имевших место ошибок? Как продвигается этот процесс? Эта система касается только городских школ или сельских тоже?
– Согласно Государственной программе развития образования на 2011 – 2020 годы было предусмотрено внедрение проекта E-learning – «Электронное обучение» в организациях среднего и технического профессионального образования. Проект актуальный, своевременный, масштабный. Он начал реализовываться с 2011 года, и за два года был внедрен в 581 организацию образования, в том числе в 528 школах и в 53 колледжах. Весь проект планируется реализовать до 2020 года.
С внедрением проекта повышается грамотность учеников и педагогов в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), предоставляется доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР), что позволяет расширить педагогические возможности учителей и учеников. В проекте участвуют все регионы, в том числе и сельские школы. В рамках проекта создается инфраструктура (локальная сеть, компьютеры, принтеры, мобильные классы), подключение к Интернету. Проводится обучение, создаются порталы, коммуникационные среды для общения, электронные библиотеки.
Но, действительно, в процессе реализации проекта возникли проблемы, в том числе по обеспечению Интернетом школ, обучения учителей, эффективности использования внедряемого оборудования и другие. В связи с рекомендацией депутатов Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, а также назревшим риском, что до конца 2013 года не будет выполнен полный объем работ по процедуре последовательности поставки и запуска системы электронного обучения, договор на 2013 год по внедрению системы электронного обучения расторгнут, и реализация была приостановлена.
В целях независимой оценки проекта E-Learning в 2013 году Всемирным банком проведен анализ текущего состояния и выработаны рекомендации по дальнейшей реализации проекта. Кроме того, создана региональная рабочая комиссия по проведению аудита проекта в регионах. По результатам выполненных проверок, экспертизы проекта, изучив накопленный отечественный и мировой опыт реализации аналогичных проектов внедрения и использования электронного обучения, разработана и одобрена Концепция развития системы электронного обучения до 2020 года.
Концепция была рассмотрена и обсуждена членами рабочей группы, подведомственными и структурными подразделениями Министерства, педагогической общественностью и экспертами Всемирного банка. В ходе обсуждения также поднимались вопросы текущей ситуации и дальнейшего развития Проекта и информатизации образования в Казахстане.
Для реализации поставленных задач, достижения указанных показателей Концепции до конца 2014 года планируется разработать Технико-экономическое обоснование на развитие Системы электронного обучения. На основании ТЭО в 2015 году будет разработано Техническое задание на развитие Системы электронного обучения. Внедрение Системы в соответствии с новыми требованиями Технического задания планируется с 2016 года.
Министерство образования и науки выступило с инициативой по снижению веса школьных ранцев. В частности, речь идет о переходе на электронные носители информации и не только в школах, но и в колледжах и вузах. Эту идею, насколько я знаю, поддерживают далеко не все. каким образом будет осуществляться переход на электронные носители, останутся ли привычные бумажные учебники?
– В последнее время часто подвергался обоснованной критике вес школьного портфеля. Поэтому с 2013 года учебники для начальной школы в основном издаются в мягкой интегральной обложке. Так, например, все учебники для на чальных классов издательств «Алматыкітап» и «Атамұра» издаются в мягкой обложке. Также учебники для 3 и 4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению из-за большого количества часов в неделю состоят из двух частей.
В учебном процессе школ, колледжей и вузов основным средством обучения по-прежнему являются бумажные учебники. Однако надо идти в ногу со временем, повсеместная компьютеризация требует использования электронных средств обучения. Сейчас в школах используются различные виды электронных изданий: электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы, учебные фильмы, СD-приложения к учебникам.
Все названные электронные учебные издания используются в качестве дополнительных средств обучения, дидактического материала. Обучение с помощью электронного учебного курса – это в большей степени процесс самообучения, даже если он сопровождается поддержкой со стороны преподавателя.
За годы реформирования из поля зрения практически выпали средне-специальные учебные заведения. в результате в стране ощущается нехватка специалистов технических профессий. В своем Послании народу казахстана в этом году Глава государства дал четкое поручение в течение двух-трех лет сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования и в перспективе предусмотреть переход на гарантированное государством получение молодыми людьми технического образования. Как продвигается эта работа и есть ли план возрождения этой системы?
– В сфере технического и профессионального образования (ТиПО) Министерство видит основную цель в обеспечении качества образования с учетом запросов потребителей. В настоящее время действует 849 учебных заведений данного уровня, где учатся 562 тысячи человек.
В качестве системного оператора внедрения лучшего мирового опыта работает «Холдинг «Кәсіпқор», который в настоящее время создает сеть из 2 новых колледжей мирового уровня, 4 межрегиональных профцентров и 10 партнерских колледжей. Учебный процесс уже ведется в Атырауском профцентре, где обучаются 300 студентов по трем нефтегазовым специальностям. «Кәсіпқор» разработал 26 новых практико-ориентированных образовательных программ, которым обучены 276 преподавателей.
В 2015 году планируется завершить строительство первой очереди колледжей мирового уровня в Астане и Алматы. Это шесть профильных школ с обучением по наиболее дефицитным профессиям.
В соответствии с поручением Президента страны Н.А. Назарбаева министерством проводится работа по внедрению одной из эффективных форм подготовки специалистов среднетехнического звена – дуального обучения. Повышению качества дуальной целевой подготовки специалистов послужит модернизация материально-технической базы учебных заведений с финансовым участием предприятий-партнеров, которые обязуются выделять технику, материалы и оборудование; предоставлять базы практики; создавать условия для трудоустройства выпускников и т. д. В свою очередь, учебные заведения обязуются готовить специалистов соответствующего профиля в количестве, необходимом предприятию. В целом механизм отношений колледжей с предприятиями содержит как традиционные (договоры о социальном партнерстве), так и новые элементы – совместные учебно-производственные структуры (лаборатории, учебные полигоны, производственные участки и др.).
Результатом проводимых работ в данном направлении стало подписание 30 апреля 2014 года Меморандума и Плана совместной работы в области развития профессионального образования между министерствами образования и науки, труда и социальной защиты населения и Национальной палатой предпринимателей. В их рамках разработана Дорожная карта дуального обучения, в которой предусмотрены мероприятия для дальнейшего развития дуального обучения совместно с ФНБ «Самрук-Казына», Германским обществом GIZ, НАО «Касипкор», АО «РНМЦ» и другими заинтересованными государственными органами.
Так, министерством подписаны и реализуются договоры между 9 компаниями и фондом «СамрукКазына» с 39 учебными заведениями ТиПО, с охватом 1000 обучающихся по 28 специальностям. Крупными партнерами по внедрению дуального обучения являются такие предприятия, как АО «Казахмыс», АО «Донской горно-обогатительный комбинат», АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «Казахстанский электролизный завод», АО «Павлодарский нефтехимический завод» АО «Кентауский трансформаторный завод». Например, АО «НК «Қазақстан темір жолы» заключило многостороннее соглашение с 17 учебными заведениями железнодорожного профиля. На основе этого соглашения 263 студента колледжей с февраля текущего года на базе Центра технологий на транспорте АО «НК «Қазақстан темір жолы» прошли практическое обучение.
Данный План мероприятий уже дает положительные результаты. В процесс внедрения элементов дуального обучения в настоящее время вовлечены 2108 предприятий, которые имеют соглашения с более чем 170 колледжами, с охватом 44 тысяч обучающихся по 90 специальностям.
Итак, построение системы дуальной целевой подготовки будущих специалистов, ориентированной на реальные потребности рынка труда, конкретных предприятий, позволяет на качественно новой основе обеспечить взаимодействие учебных заведений ТиПО и предприятий, и тем самым обеспечить современное качество подготовки специалистов для экономики Казахстана.
В одном из своих выступлений вы сказали о необходимости обучения профессиям будущего. Что вы имели в виду, и есть ли в Казахстане специалисты, которые смогут обучать еще не существующим профессиям?
– По представленным данным Министерства труда и социальной защиты населения и других государственных органов наше министерство изучает потребность по обеспечению кадрами проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы и отраслей экономики. В рамках проектов данной госпрограммы будут реализованы меры, направленные на повышение гибкости рынка труда, создание новых кластеров, отраслей экономики, видов трудовой деятельности, профессий. Для этого совершенствуется система прогнозирования потребности в трудовых ресурсах в разрезе отраслей, профессий и специальностей с целью упреждающей подготовки кадров. Поэтому в рамках поддержки приоритетных отраслевых секторов и кластеров будут разработаны образовательные программы с участием экспертов ведущих мировых центров развития образования. При этом образовательные программы должны ориентироваться в первую очередь на быстро меняющиеся технологии, на тенденции индустриального развития и запросы работодателей. Так, будут разрабатываться модульные программы, в первую очередь ориентированные на подготовку востребованных специальностей, то есть новых специальностей.
Многие годы в республике поднимается вопрос качества школьных учебников, причем часть учебников переиздается почти каждый год и при этом никто не несет ответственности за это. Как вы планируете переломить ситуацию, чтобы раз и навсегда решить эту проблему?
– В настоящее время министерством приняты следующие меры по повышению качества учебников. Во-первых, в целях повышения качества учебной литературы создана конкурентная среда. Организациям образования предоставлена возможность выбора учебников и учебно-методических комплексов (УМК). В учебном процессе используются альтернативные учебники. Введение в учебный процесс альтернативных учебников и УМК дало возможность улучшить качество преподавания за счет применения новых педагогических технологий, доступности изложения учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся.
Во-вторых, усилена экспертиза учебного издания. До 2011 года экспертизу одного учебного издания проводил 1 эксперт. В настоящее время к экспертизе одного учебного издания привлекаются 3 эксперта: ученый, методист и учитель-практик. В случае положительного экспертного заключения учебники рассматриваются Республиканской комиссией при министерстве в составе 39 человек из числа депутатов Мажилиса Парламента РК, работников государственных органов, научных организаций, работников организаций образования, вузов, школ. Так, например, в феврале 2014 года Комиссией были рассмотрены более 1000 учебников, учебно-методических пособий. По итогам работы не было рекомендовано 90 наименований.
В-третьих, разработаны требования к авторам и экспертам. В настоящее время ведется работа по повышению квалификации авторов и экспертов. В целях развития учебного книгоиздания и повышения качества учебников мы вступили в международную Ассоциацию по разработке и изданию учебной литературы (Кембридж). Членство в данной Ассоциации будет способствовать установлению партнерских отношений с международными ассоциациями, расширит возможность повышения квалификации авторов и экспертов.
Планируется создание «Школы авторов» и «Школы экспертов», что позволит вести системную работу по методологическому и научно-методическому обеспечению процесса разработки и экспертизы учебников, сотрудничать с авторами по разработке концепции, содержания учебников. Результатом деятельности данных школ станут обучающие семинары для авторов учебников и экспертов. Ежегодно планируется обучение 50 авторов и 50 экспертов.
Также в целях методического обеспечения процесса разработки, экспертизы и издания учебной литературы разработаны методические пособия по актуальным вопросам обновления содержания школьного образования и совершенствования качества учебников.
Кроме того, с этого года стандарт государственной услуги «Выдача экспертного заключения авторам и авторскому коллективу на учебные издания дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального и высшего образования» вошел в перечень государственных услуг, оказываемых министерством. Это позволит усилить контроль над процессом разработки, издания и экспертизы учебной литературы. Я думаю, это также будет способствовать повышению качества учебников.
Недавно вы сообщили, что с 2015 года министерство введет новые программы, ориентированные на развитие компетенции учащихся. Что это означает и чем новые стандарты будут отличаться от существующих?
– В настоящее время созданы и действуют 16 Назарбаев Интеллектуальных школ, и по поручению Главы государства опыт данных школ транслируется в другие учебные заведения через онлайн уроки и семинары, мастер-классы, стажировки в базовых школах. Интеллектуальные школы совместно с Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина и 100 учителями Астаны разработали проект нового стандарта начального образования и 22 учебные программы по предметам.
В содержании начального образования сохраняются все традиционные компоненты обучения и воспитания – умственное, нравственное, коммуникативное, трудовое, эстетическое, физическое. Вместе с тем осуществлено обновление содержательной основы обучения и воспитания в начальной школе. Обновленное содержание начального образования ориентировано на развитие навыков широкого спектра в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Введены новые предметы, осуществлена интеграция ряда предметов, а содержание существующих предметов обновлено и приведено в соответствие с системой целей обучения и новым подходом к обучению. «Введение в науку», «ИКТ» являются новыми предметами пропедевтического характера. В обучении первого языка и литературы используется коммуникативный подход, который развивает речевые навыки: чтение, говорение, слушание, письмо. Обеспечивается уровневое усвоение 2-го и 3-го языков в соответствии с Общеевропейской системой оценки языковой компетенции. Изменен статус предмета «Познание мира», который является пропедевтическим курсом гуманитарных наук. Осуществлена интеграция художественного и технического труда в предмет «ИЗО» и частично в предмет «Музыка».
Как я уже отметил, образовательный процесс осуществляется на основе использования активного обучения. С этой целью особое значение придается развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся. Особый акцент сделан на интеграцию воспитания и обучения. Все направления воспитательной работы проходят «красной нитью» через учебный процесс каждого предмета, дополнительных занятий (кружки по интересам). Кроме того, предусмотрено проведение внеклассных мероприятий, краеведческих исследовательских экспедиций, летних социальных практик, а также создание ученических сообществ. Шаг за шагом учащиеся к завершению начальной школы приобретают учебную самостоятельность, навыки общения и сотрудничества, первоначальные знания по предметным областям, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Также вы говорили о внедрении принципа автономности высших учебных заведений страны. В чем это будет выражаться, для чего вузам нужна автономность?
– Показателем качества системы высшего образования и узнаваемости казахстанских высших учебных заведений в мировом пространстве является участие ведущих университетов страны в рейтинге, проводимом британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS). По итогам рейтинга наблюдается значительная динамика позиций вузов за последние два года. Так, например, ЕНУ имени Л. Гумилева поднялся на 69 позиций и занял 369 место, КазНУ имени Аль-Фараби – на 50 (390 место). С 2011 года функционирует государственная финансовая поддержка академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом. Также для повышения доступа к высшему образованию разработан и запущен механизм Государственной образовательной накопительной системы. Внедрена практика принятия коллегиальных решений – уже действуют Наблюдательные советы в четырех вузах страны, вводятся еще в шести вузах. Их полномочия будут расширены за счет участия его членов в решении вопросов назначения ректоров, утверждения стратегии развития вузов, контроля целевого использования финансовых средств.
Одним из новшеств перехода казахстанских вузов к академической свободе является введение новой организационно-правовой формы (автономная организация образования) как наивысшей формы университетской автономии по аналогии с Назарбаев Университетом.
Организационно-правовая форма вузов в виде государственных предприятий на праве хозяйственного ведения и акционерных обществ регулируется чрезмерно широким спектром законодательных и нормативных актов. Системным решением данных вопросов является предоставление большей самостоятельности и автономии вузам.
Данная норма направлена на совершенствование гибкости в принятии вузами решений, предоставит им возможность быстро перестраиваться при изменяющихся тенденциях, позволит усилить конкуренцию среди вузов за ресурсы, профессорско-преподавательский состав и студентов.
Предоставление вузам управленческой автономии предполагает дерегулирование государственного контроля посредством внедрения в вузовскую среду системы корпоративного коллегиального управления. Это в свою очередь усилит роль попечительских советов и позволит рассредоточить управленческие полномочия между тремя агентами управления – попечительским советом, ученым советом и ректором.
Планируется, что казахстанские вузы получат возможность реорганизоваться в данную форму при соблюдении определенных требований, таких как: признанная международная аккредитация, высокий международный рейтинг, устойчивое финансовое состояние за последние 5 лет, высокий рейтинг корпоративного управления, четкая стратегия развития, низкие риски по системе оценки рисков.
Переход на 12-летнее образование откладывался несколько раз из-за неготовности школ. теперь озвучена новая дата – с 2015 года. какая работа проводится по подготовке к переходу на новую систему обучения? как будет осуществляться переход на 12-летнее образование и что он в принципе даст детям и всей системе образования?
– На самом деле причин для переноса перехода на 12-летнее образование (2008, 2010 гг., – прим. ред.) немало – это и неготовность детей 6-летнего возраста к началу обучения в школе из-за низкого охвата детей дошкольными организациями, и несовершенство подготовки учителей к переходу на 12-летнее обучение, и устаревшая система повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, и слабая материально-техническая база школ.
На сегодня министерством совместно с местными исполнительными органами определены пути решения данных проблем. Во-первых, через реализацию программы «Балапан» на 2010 – 2014 годы, позволившую вдвое увеличить сеть дошкольных организаций: в 2010 году – 4568, сегодня – 8764 ед. По поручению Главы государства реализация программы «Балапан» продлена до 2020 года в целях 100% обеспечения охвата детей от 3 до 6 лет.
Во-вторых, проведена работа по усовершенствованию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и поднятию статуса педагога. Для обеспечения качественного повышения уровня педагогов по заданию Главы государства развита сеть интегрированных центров повышения квалификации педагогов в регионах. Созданы АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах.
В-третьих, проводится работа по подготовке материально-технических условий школ для перехода на 12-летнее образование. Утвержден 5-летний план по ликвидации аварийности и план на 2013 – 2016 годы по ликвидации трехсменности работы школ в регионах. Подписаны Меморандумы по реализации приоритетных направлений образования, науки и молодежной политики с акимами областей, Астаны и Алматы, где отражены конкретные индикаторы, за реализацию и достижение которых будут нести ответственность местные исполнительные органы. Школы республики оснащаются предметными кабинетами, лингафонными и мультимедийными кабинетами (ЛМК), интерактивными досками, обновляется ученическая мебель, компьютерная и оргтехника за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Так, например, в зарубежных странах с развитой системой образования все программы адаптированы к этому непрерывному (продолжающемуся) циклу, и ряд предметов, которые у нас проходят в бакалавриате, они проводят в среднем звене. Поэтому нам также надо скоординировать все звенья системы.
Не секрет, что многие проблемы в системе образования кроются в самих кадрах. Большинство педагогов, особенно в школах, – женщины преклонного возраста. Молодежь неохотно идет работать в школы – не престижно и мало платят. какая работа проводится для повышения статуса педагога? На ваш взгляд, возможно ли возродить уважение к этой профессии и сделать ее востребованной, в том числе и среди мужчин?
– Да, в последние годы среди педагогов преобладали, в основном, женщины, так как в педагогические вузы поступало больше девушек, чем юношей. Но в настоящее время все больше молодых людей выбирают педагогическую специальность, и в числе победителей многих конкурсов среди учителей – именно педагоги-мужчины. И это нас радует, значит, они видят перспективы в данной сфере. Пока же количество педагогов-мужчин составляет 20% от общего количества педагогов.
В настоящее время возрастной состав выглядит следующим образом: до 30 лет – 24,5%, от 31 до 40 лет – 29,1%, от 40 до 50 лет – 25,8%, от 50 лет и выше – 20,6%. Как видно, доля молодых педагогов постепенно увеличивается.
Если говорить о конкретных мерах поощрения, то на сегодня выработана система стимулирования учительского труда путем установления нового вида доплаты от 30 до 100% от должностного оклада, прошедшим уровневое повышение квалификации и успешно сдавшим квалификационный экзамен. Организовано проведение Республиканского конкурса «Лучший педагог». В 2013 году по итогам конкурса награждено 48 победителей. Также победителям вручены знак «Лучший педагог – 2013» и вознаграждение в размере 1 млн 731 тыс. тенге.
Во всех регионах созданы организационные комитеты, в состав которых вошли опытные педагоги, методисты, а также представители общественных объединений. Все эти мероприятия позволят повысить роль, авторитет учителя в обществе, будут способствовать привлечению в школу творческих работающих учителей, новаторов и молодых специалистов.
Для обеспечения качественного повышения уровня педагогов созданы АО Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. Разработаны профессиональные стандарты педагога, определяющие профессиональную компетентность педагога и качество его подготовки.
За молодыми специалистами для оказания методической помощи и социальной адаптации закреплены наставники из числа лучших учителей школ. Созданы районные, городские методические объединения молодых учителей, организованы постоянно действующие семинары для начинающих педагогов.
Нашим министерством разработан механизм подушевого финансирования, предусматривающий повышение заработной платы педагогических работников и внедрение инструментов стимулирования работников, что позволит дифференцировать оплату труда по его результатам. Надеемся, что проводимые мероприятия будут способствовать повышению роли, авторитета учителя в обществе, а также привлечению в школу творческих работающих учителей, новаторов и молодых специалистов.
Президент Казахстана Нурсултан назарбаев также ставил задачу решить проблему дошкольного образования. в детские сады сейчас огромные очереди. как решается этот вопрос?
– На 1 июля этого года в республике зарегистрировано 529 600 заявлений в дошкольные организации, что на 8,5% больше, чем в 2013 году. Наибольший уровень очередности наблюдается в Южно-Казахстанской области – 88,5 тыс., Алматы – 54 тыс. и Астане – 73 тыс.
Для решения данной проблемы Министерством разработан «План мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образования на 2014 – 2016 годы», в рамках которого будет обеспечен охват детей от 3 до 6 лет – 80%, а от 1 года до 3 лет – 30%.
Кроме того, с акимами регионов подписаны Меморандумы, где предусмотрены индикаторы по достижению вышеназванных показателей. Согласно Пошаговому плану, до 2020 года планируется открыть 4153 дошкольные организации на 480 400 мест, в том числе в 2014 году – 184 дополнительно к уже открытым за I полугодие. Это позволит снизить показатель средней наполняемости групп в дошкольных организациях с 27 до 25 человек.
Для обеспечения детей качественным дошкольным образованием в нашей стране по поручению Главы государства с 2010 года реализуется программа «Балапан», которая позволила увеличить охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием с 36% до 73,4%. Эта программа продлена до 2020 года. В результате будет обеспечен 100% охват детей от 3 до 6 лет, а это более 1 млн 60 тыс. детей.
Размещение госзаказа в частном секторе (21% всего госзаказа размещен в частных детсадах) стало основным фактором его развития. Количество частных организаций увеличилось в 5 раз.
Для рационального использования земель в крупных городах совместно с Министерством регионального развития разработан индивидуальный проект строительства детских садов на 500 мест. Для обеспечения прозрачности при постановке в очередь и предоставления места в дошкольную организацию разработаны стандарты государственных услуг по оказанию дошкольного образования. Информация о порядке предоставления государственной услуги располагается на интернет-ресурсе министерства, на портале «электронного правительства», а также на информационных стендах ЦОН, отделов образвания акиматов.
Родители посредством электронного портала могут получать информацию о продвижении очередности, что обеспечивает прозрачность данной услуги. Все эти меры позволят кардинально решить проблему дефицита мест в дошкольные организации.
Аслан Бакенович, вы практически самый молодой министр образования в РК, не тяжела эта ноша? Как вам работается на этом посту?
– Я уже в начале нашей беседы отметил, что область образования – это очень масштабная, многоуровневая система, несущая в себе громадные задачи, и к тому же очень ответственная и находящаяся «под прицелом» всего населения страны.
И такой участок, наверное, для любого возраста будет далеко не простым. Я думаю, что в любом деле надо думать не о трудностях и тяжести ноши, а о том, чтобы привнести новые позитивные улучшения в эту сферу, продолжить поступательное движение прошлых лет по совершенствованию системы образования.
Лариса ЧЕРНЕНКО
МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ
Адрес редакции:
Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,
ул. Кожамкулова,16В
Тел.: +7 (727)233 50 42
Моб.: +7 702 765 20 00
+ 7 777 276 64 32
e-mail: novaera01@bk.ru
Издается с января 2014 г.
Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.
Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»